Сентябрь 30

Теория Метамодели

В конце XX-го века Александром Афанасьевым была описана типология Психейога (она же Психософия). Сейчас мы не будем останавливаться на содержании типологии, отметим только что Психософия оказала огромное влияние на людей, желающих самостоятельно разобраться в себе. Помимо описания самой типологии, Психософия подарила нам универсальный принцип описания типов, который можно использовать не только в Психософии, но и для создания других теорий о человеке. Сам Афанасьев назвал его принципом “3+1”. Согласно этому принципу, Психософия описана как ассиметричная типология, где центральным аспектом является Воля, а Физика, Эмоция и Логика её дополняют.

В последующие годы принцип “3+1” послужил основой для создания других типологий: Темпористики, Аматорики и многих других. В 2017 году была создана теория Метамодели, целью которой было описание внутреннего устройства таких типологий и введение некоторых стандартов. Теория Метамодели была создана при участии Александра Латышева, создателя типологии Кардиналики, Сергея Кошеварова, автора Моралистики и Суператорики и Вероники Гальпериной, автора Темпористики и Кристоники. По итогам работы была написана книга “Психософия и все-все-все”. Некоторые положения теории Метамодели изложены ниже.

С точки зрения теории Метамодели, каждую типологию «3+1 следует рассматривать как проблемно ориентированную типологию. Это значит, наш тип в рамках таких типологий существует с одной единственной целью: решить эту проблему. Каждая типология ставит свою проблему:

  • Психософия — несогласованность наших субъективных представлений о том, что для нас важно, о том что мы хотим, с тем, как устроен мир на самом деле;
  • Темпористика — несоответствие того, что мы знаем и того, что мы понимаем;
  • Кардиналика — несоответствие мира, в котором мы живём, нашим нравственным ценностям

и т.п.

Общая проблема всех подобных типологий — проблема адаптации. Есть некое фундаментальное несоответствие двух видов информации, с которыми мы имеем дело. Это несоответствие доставляет существенный дискомфорт и мы вынуждены адаптироваться к данной ситуации. С точки зрения теории Метамодели мы можем узнать с какого рода проблемой мы столкнулись по тому виду эмоционального дискомфорта, который вызывает проблема адаптации. В Психософии это бессилие/беспомощность, в Кристонике — тревога/беззащитность, в Суператорике — отчаяние. Такого рода чувства называются сигнальными чувствами, оно свидетельствует о том, что наш тип внутри типологии не выполнил свою задачу и не адаптировал нас к проблеме. Однако, следует помнить, что люди склонны выстраивать массу психологических защит, чтобы не ощущать негативных сигнальных чувств, и попытки их обнаружить могут быть затруднены другими, сбивающими со следа эмоциональными состояниями.

Теория Метамодели утверждает, что каждая успешная адаптация протекает по одним и тем же сценариям, при этом совершенно неважно, к чему именно мы себя адаптируем. В идеале мы стремимся достичь одних и тех же показателей:

  • Независимости. Нам хочется, чтобы у нас всё было хорошо, вне зависимости от того, с какой проблемой мы столкнулись
  • Приспособленности. Нам хочется, чтобы для любой возможной проблемы у нас в руках были инструменты решения
  • Защищённости. Нам хочется, чтобы у нас был тыл, в котором мы можем укрыться, спрятаться от проблемы
  • Выживательности. Нам хочется знать, справимся ли мы с проблемой в конечном итоге

Мы оцениваем свой опыт адаптации по этим четырём показателям. И в каждой типологии существуют соответствующие этим показателям 4 аспекта. Задача каждого аспекта — добиться высоких показателей по своему критерию. На примере Психософии:

  • Воля добивается высоких показателей Независимости. В контексте проблематики Психософии это означает, что Воля стремится к тому, чтобы наши намерения всегда были сильнее внешних обстоятельств.
  • Физика добивается высоких показателей Приспособленности. В контексте типологии это значит, что Физика стремится к тому, чтобы для любого желания или потребности у нас в руках оказывался подходящий инструмент, который поможет эти желания и потребности реализовать.
  • Эмоция добивается высоких показателей Защищённости. С точки зрения Психософии это значит, что Эмоция стремится создать для нас внутреннее пространство, в котором мы может отрефлексировать наши внутренние потребности и степень их реализованности без необходимости выходить в реальный мир и “набивать шишки” там.
  • Логика добивается высоких показателей Выживательности. В контексте типологии Логика стремится к тому, чтобы мы знали, какие в реальном положении вещей есть ограничения и как их, теоретически, можно обойти.

В других типологиях структура та же, но своя специфика. Для удобства обозначения соответствий в теории Метамодели принята буквенная нотация: А — Независимость, B — Приспособленность, C — Защищённость, D — Выживательность. Например, читая материалы о Темпористике вы увидите, что в специфики Темпористики: А — Вечность, B — Настощее, C — Прошлое и D — Будущее.

Следует отметить, что не все типологии, подчинённые принципу “3+1” оказалось возможным описать с указанных позиций. Однако 9 из 10 подобных типологий, в том числе наиболее влиятельные из них, полностью соответствуют принципам Метамодели.

В процессе работы над теорией Метамодели было обнаружено, что у каждой типологии есть ещё одно работающее описание, которое строится на альтернативной четвёрке аспектов. Например, Темпористику можно описать не только через аспекты: Вечность, Настоящее, Прошлое и Будущее, но и через альтернативную четвёрку: Теория, Модель, Гипотеза и Эксперимент.

Выше было обозначено, что 4 традиционных аспекта Психософии соответствуют 4-м стратегиям адаптации. Каждая стратегия ориентирована на получение высокой оценки по одному из показателей адаптированности. Такой набор стратегией мы называем “рациональной моделью Психософии”, где слово “рациональность” отсылает к Юнгу, разделившему функции психики на рациональные (оценочные) и иррациональные (воспринимающие). Альтернативную четвёрку аспектов Психософии мы называем “иррациональной моделью Психософии”. Её стратегии иррациональной модели работают не на получение оценки, а на максимизацию опыта.

Суть иррациональной модели можно объяснять различным образом. Например, можно смотреть на иррациональную модель как на способы компенсировать слабости модели рациональной. Этот тезис будет более понятен, если описать примеры.

Иррациональная модель Психософии строится на аспектах: Исследование, Планирование, Практика и Управляемость. Если человек не может получить хорошую оценку защищённости по Эмоции, он пользуется альтернативной стратегией — Практикой. Следуя стратегии Практики, человек больше не пытается обращаться к своему внутреннему миру и разобраться в своих чувствах, а пытается отвлечься и сделать что-то реальное, что принесёт ему практическую пользу, например, сядет учится или пойдёт в спортзал. Если человек не может получить хорошую оценку по Приспособленности от Физики, то есть он испытывает недостаток в обеспеченности ресурсами, он может переключиться на стратегию Планирования и начать думать, что он сделает, когда нужные ресурсы у него будут. И т.д.

В каждой типологии Метамодели есть как рациональная четвёрка стратегий, так и иррациональная. И у каждой стратегии есть своя пара. При этом часть известных типологий изначально оказались построены на рациональной модели, например, Психософия, Темпористика, а другие типологии изначально построены на иррациональной модели, например, Кристоника или Аматорика, именно поэтому такие типологии как Кристоника, Аматорика, Разрыв Шаблона изначально плохо вписывались в теорию и только после формулирования обоих моделей смогли занять своё место.

Иррациональные стратегии также соответствуют одним и тем же шаблонам, вне зависимости от типологии и имеют свою буквенную нотацию.

  • аВидение решения. Отражает способность выявить потенциальное решение вопроса.  
  • bПогружение. Отражает способность находиться в среде и взаимодействовать с нею.
  • cЗона комфорта. Отражает способность непрерывно находиться в состоянии “как бы решенной проблемы”. Например, проблема, которую решает Кристоника — как реагировать на неизвестность. С точки зрения c-стратегии (Вера) в ситуации неопределённости следует верить своему опыту. Если раньше он не подводил, не подведет и сейчас. Потому ситуация становится более понятной и комфортной, менее пугающей. Или, возьмём, к примеру, Платонику. Платоника решает проблему неидеальности нашего мышления: мы можем ошибаться и заблуждаться. С точки зрения стратегии Рефлексии (c-стратегия), не следует использовать в своём мышлении плохо отрефлексированные тезисы и аргументы. И тогда кажется, что как будто бы наш разум идеален.
  • dВключённость. Отражает способность наблюдать окружающую среду в рамках типологии и соответствовать ей.

Правила преобразования типов

Как узнать свой тип в иррациональной модели, если он известен в рациональной?

Шаг первый:

Записать свой тип в общей нотации: АBCD.

Например, психософский тип Паскаль (ЛЭВФ) записывается как DCAB.

Шаг второй: произвести замену аспектов на иррациональные.

A->b, B->a, C->d, D->c. Таким образом,  например, DCAB заменяется на cdba.

Шаг третий: записать иррациональные аспекты в обратном порядке. Таким образом, в нашем примере получается: abdc.

Шаг четвёртый, подставить конкретные иррациональные аспекты типологии. Таким образом, например, в Псхософии тип Паскаль записывается в рациональной нотации как (DCAB/ЛЭВФ), а в иррациональной как (cdba/ПланированиеИсследованиеПрактикаУправление).

Обратное преобразование делается по тому же алгоритму, с теми же заменами.


Теория Метамодели также имеет много других интересных следствий, которые мы будем постепенно описывать. Расширенную информацию вы можете получить из книги “Психософия и все-все-все”.


К введению в Кошеракт