Платоника. О чём типология?

Когда мы начинаем всерьёз воспринимать рассуждения другого человека? Когда мы поверили, что его мышление адекватно. Он не страдает слабоумием, не безумен, не находится в аффекте от собственных идей, сам понимает то что говорит, соотносит свои слова с реальностью, выражается чётко, ясно и понятно.

Если мы всё-таки признаем адекватность чужого мышления, то чему именно оно адекватно? Реальности? Вовсе нет. Оно адекватно нашим собственным личным стандартам. По этим же стандартам работает и наша самооценка, когда мы презентуем себя другим людям как человека мыслящего. По этим же стандартам мы судим и сами себя, когда во время внутреннего монолога возникает невольная мысль: “да что же я несу? я вообще в себе?”. Никому не нравится спутанная речь, непонятный предмет обсуждения, странные примеры, безосновательные выводы, никуда не ведущие ветви рассуждения. Всё это вызывают когнитивный диссонанс и сомнение либо в адекватности говорящего, либо в собственной.

Платоника рассказывает, как мы оцениваем и как выстариваем адекватные способы мыслить и рассуждать.