Зловещая Долина. О чём типология?

Зловещая Долина — самая базовая дооценочная типология. Это значит, что она проявляется на самом инстинктивном уровне, когда ещё толком не работают ни разум, ни чувства. Рассуждать о дооценочном опыте очень трудно, он улетучивается из сознания так же быстро, как вымывается из памяти утренний сон, так как язык сна не пересказывается на языке обычного дневного оценочного восприятия. Поэтому, именно опыт краткого момента перехода ото сна к бодрствованию хорошо показывает, что такое дооценочное восприятие действительности и с чем именно работает типология Зловещей Долины.

В какие моменты жизни актуальна типология? Именно в те, где ваше состояние максимально напоминает состояние не до конца проснувшегося человека. Подобное часто происходит при ошибках восприятия. Например, вы идёте по улице, будучи уверенным, что рядом идёт ваша мама или супруг, а потом оказывается, что вы давно разминулись и идёте рядом с совсем с другим человеком. На какой-то время вы ощущаете себя выпавшим из реальности вам требуются усилия, чтобы вернуться в нормальное восприятие. Или, к примеру, путешествуя по относительно знакомым местам, вы ошибаетесь поворотом и там где должны точно оказаться знакомые дома и улицы, неожиданно оказываются незнакомые. Реальность в такие моменты разваливается и на какое-то время кажется сюрреалистичной.

Другой класс примеров, дающий около-сновидческий опыт это ситуации, выбивающие сознание, в том же смысле как повышенная нагрузка на электросеть выбивает пробки. Например, если вы жалуетесь другу или подруге на начальника и отправляете голосовое сообщение с претензиями не подруге, а самому начальнику. Сознание может на какое-то время отказаться обработать эту ситуацию: “этого не должно было случиться”. Или вы видите особенно впечатляющий фокус или настолько эффектную оптическую иллюзию, что она заставляет сомневаться в реальности своего восприятия. Или важный предмет, который обязательно должен быть при вас, например, телефон или сумочка оказывается неизвестно где и вы на мгновение выпадаете в какую-то сюрреалистическую реальность, которой не должно быть.

Все эти ситуации требуют возвращения в реальность. Именно это и является целью адаптации, на которую направлены стратегии типологии.