Июнь 28

Компетенциотика. Карточка типологии

«Пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная что» — говорилось в одной волшебной сказке. Такое требование должно вводить человека в состояние максимальной растерянности, потому что совершенно непонятно ни что конкретно делать, ни какие вообще есть варианты действий.

Примерное тоже самое ощущают люди и в реальной жизни, в самых разных областях. Многие люди приходят в состояние растерянности, впервые открыв дымящийся капот своего автомобиля или пытаясь что-то самостоятельно настроить в своём телефоне или компьютере. В голове нет ни инструкций, ни лайфхаков, ни опыта. И от того нет видения, что делать и что вообще можно сделать.

Другие ощущают ту же самую растерянность, получая в пубертате опыт общения с противоположным полом или, в более зрелом возрасте, пытаясь разобраться с налогами или с переходным возрастом своих детей. Что делать непонятно, за что браться непонятно, за руку никто не проведёт, схемы действия по пунктам нет.

Мы категорически не хотим оказываться в подобных ситуациях без опыта. Мы хотим, чтобы это происходило как можно реже, и за это отвечает наш тип в Компетенциотике. Он следит за тем, чтобы мы имели необходимую компетенцию по всем важным вопросам и никогда не сталкивались с проблемой «пойди туда, не зная куда, принеси то, не зная что».

Восприятие среды: Проблемная
Сигнальные чувства: Растерянность (поражение), Удовлетворение (достижение), Контроль (достижение)

Рациональная модель

Рациональный подход Компетенциотики выражен в оценке нашей компетентности в той или иной стороне вопроса.

A ( Независимость от среды ) Экспертность

В рамках стратегии оценивается лёгкость, с которой воспринимается тема, требующая компетенции. Стратегия сподвигает человека стремиться к позиции эксперта, в которой всё понятно, абсолютно не чувствуются, будто здесь есть какие-то проблемы, зато ощущается готовность ответить на любой вопрос. Экспертность проявляется в любой теме, в которой в принципе можно разбираться (или не разбираться): в поклейке обоев, в общении с противоположным полом, в подборе одежды, фильтров для фотографии, в сюжете любимого сериала и т.п.

B ( Приспособленность к среде ) Навык

В рамках стратегии оценивается наличие опыта в проблемой теме и вокруг неё. Например, если человек никогда не готовил пасту, но имеет практику готовки других сложных блюд, то он уже не будет растерянным при необходимости готовить пасту. Точно также, водитель легковушки при необходимости пересесть за фуру будет чуть меньше переживать свою некомпетентность, если у него уже есть обширный опыт вождения габаритного транспорта, например, в компьютерных играх. 

Стратегия навыка оценивает обобщенный практический опыт, который может пригодиться.

C ( Защищённость от среды ) Подвижки

В рамках стратегии оценивается, есть ли какое-то движение в сторону обретения компетенции, а также понимание, что уже сделано и какой шаг необходимо сделать в следующую очередь. Допустим, вы начали учить английский и занимаетесь уже некоторое время. Вы не будете чувствовать уверенность, если не зафиксируйте свои подвижки, например: я выучил 100 распространённых существительных, у меня уже есть способность называть предметы, сейчас потихоньку начну учить глаголы, и смогу хоть немного изъясняться.

Или, когда на работе требуют отчитаться, что уже сделано по проекту, именно стратегия Подвижек позволяет быстро и четко ответить на этот вопрос, потому что в рамках стратегии человек постоянно рефлектирует, в какой стадии обретения компетенции он находится и что ему делать дальше.

D ( Выживательность ) Устройство/Механика

Стратегия оценки, понимаем ли мы правила, которым подчиняется проблемная область. 

Например, у человека прорвало трубу. Он может не иметь никакого практического опыта в сантехнике, но если он в принципе знает, как в дом поступает вода и что есть перекрывающие вентили как на уровне квартиры, так и на уровне дома, то уже не будет таким растерянным. Он знает правила, котором функционирует водопровод, понимает его внутреннее устройство.

Или, другой случай. Человек устраивается работать в совершенно непривычную сферу. Например, на телевидение. Через какое-то время он начинает понимать: что он должен делать, за что тут ругают, за что хвалят, за что спрашивают и т.п. Это понимание, правил, как происходит организация работы на телевидении, как работает её внутренняя механика. 

Стратегия Устройства позволяет увидеть, как должна работать проблемная область в обычной ситуации, когда всё в порядке. И уже исходя из этого думать, что чинить, на что воздействовать.

Иррациональная модель

Иррациональная модель Компетенциотики состоит из стратегий взаимодействия с полем задач и запросов на реализацию накопленного опыта.

a ( Видение решения ) Ключ

Стратегия поиска такого взгляда на задачу, при котором её решение сильно упрощается или вообще, становится тривиальным. Например, у вас нет особых знаний и опыта в сфере стиля, но вы пытаетесь подобрать себе привлекательный гардероб. Вы можете подбирать что-либо наугад, ориентируясь на свой вкус, смотреть что модно в этом сезоне, изучить колористику и дизайн. Но, возможно, одним из самых простых путей будет определить свой тип внешности и выбирать то, что подходит данному типу, тем более на этом сосредоточены большинство рекомендаций. Это рабочий подход, подходящий ключ к решению.

Знание ключа к решению как будто отсеивает всё лишнее, то на что можно не тратить внимание. Например, вы хотите похудеть и если только начинаете разбираться в вопросе, то на вас свалится тонная совершенно разной, иногда противоречивой информации. Одним из ключей к видению решения, который высветит главное, может быть принцип: “трать больше калорий, чем потребляешь”. Тогда весь остальной массив массив информации будет иметь лишь вспомогательное значение.

Обычно ключ сильно разнится от задачи к задаче, но его суть в том чтобы выделить главное, что быстрее и проще укажет на решение. Это концентрат полезного знания, избавляющий от необходимости иметь общую эрудицию.

b ( Погружение ) Проблема

Стратегия перехода к решению через как можно более ясное представление, в чём, собственно, проблема. Например, вам постоянно не хватает денег до конца месяца, хотя вроде бы должно хватать. Если вы ничего не понимаете ни в финансах, ни в планировании, и вас нет общего представления, куда уходят деньги, то выделение источников повышенных трат будет неплохим подспорьем к решению проблемы. Или, например, вы пытаетесь самостоятельно научиться кататься на моноколесе. Естественно, сразу у вас ничего получится. Получив некоторый опыт, будет полезно сравнить его с информацией в обучающих роликах, чтобы понять, что вы делаете неправильно.

c ( Зона комфорта ) Технология

Стратегия, основанная на использовании готовых решений, позволяющих не разбираться и не вникать в суть проблемы. Например, если вы заболели, то знание того, какие таблетки от чего помогают, в какой-то мере заменяют детальные знания о том, как функционирует организм и как работает фармакология. Или, например, если вы хотите пересечь границу с домашним животным, то вам совсем не обязательно вникать во все тонкости бюрократии и законодательства, если у вас знакомый, который может провести вас за руку по всем инстанциям. 

Известная метафора “серебряная пуля” хорошо подходит для описания сути Технологии. “Серебряная пуля” — универсальное решение, которое легко “убивает” проблему, даже если у вас нет навыков, понимания и подготовки.

d ( Включённость ) Сопутствующие знания

Стратегия, основанная на понимании ограничений предметной области, в которой находится задача. Эта стратегия позволяет отсечь ложные и малоперспективные пути достижения цели. Хорошим примером является поиск в интернет. Например, вы ищите подходящую картинку для обложки своего музыкального альбома. Если вы вобьёте в поисковую строку “обложка для музыкального альбома”, вы вряд ли найдёте что-то путное. Вам нужно как ограничить, область поиска, сосредоточиться на чём-то более конкретном. Например, вы можете вбить слова относящиеся к музыкальной теме или общей идее или общему настроению. Чем более ясно вы поймёте, что ищете, тем быстрее найдёте референс. 

Или, к примеру, у вас начала болеть голова, когда вы долго работаете за компьютером и вы не очень хорошо разбираетесь в теме здоровья. Тогда будет полезно определить, в какой области находится проблема, чтобы не разбираться сразу со всеми возможными причинами. Это может быть проблема, связанная с ухудшением зрения, проблема правильной эргономики рабочего места, проблема с монитором или проблема общего физического состояния, не связанная с компьютером. Выделив предметную область можно хорошо сэкономить силы на решении.


Дополнительные материалы

База протипированных