Июнь 28

Моралистика. Карточка типологии

Совершенно очевидно, что наши представления об идеальном для себя мире и устройство реального мира не совпадают. Однако, мы можем хотя бы попытаться построить рай на Земле и, более того, мы пытаемся, каждый по-своему. Так и или иначе, мы хотим жить лучше сейчас, в реальном мире и как-то его переделать, хотя бы вокруг себя. В итоге, каждый из нас лавирует между собственными интересами, интересами других людей, у которых свои, противоречивые представления об идеальном мире, и ограниченными ресурсами, без которых свой рай не построишь.

Восприятие среды: Мир ограниченных ресурсов
Сигнальные чувства: Отвращение (поражение), Чувство правильности (достижение), Комфорт (достижение)

Рациональная модель

Рациональная модель Моралистики предлагает стратегии оценок себя, своих и чужих действий с точки зрения того, помогают ли они построению идеального мира или нет.

A ( Независимость от среды ) Зелёный

Стратегия, в которой мы оцениваем ситуацию и свои действия с точки зрения такого идеального мира, в котором хорошо не большинству, а вообще всем, каждому живому существу. Допустим, приятель просит меня помочь с переездом. В идеальном мире для все-все-всех, если у кого-то есть проблема, то автоматически должен найтись человек, которому в радость эту проблему помочь решить. Если прямо сейчас я сам себя чувствую таким человеком, я помогу приятелю. Если нет, пусть ищет дальше, потому что кто-то найтись должен. 

B ( Приспособленность к среде ) Тёмный

Стратегия, в которой мы оцениваем ситуацию и свои действия с точки зрения того, будет ли хорошо нам самим и тем, кого мы выбрали “своими”. Тёмная мораль отвечает за индивидуальные интересы. Например, если государство выплачивает лично мне какую-то социальную выплату, то с точки зрения Тёмной морали это хорошая практика, независимо от её общей разумности. Если при заказе общей пиццы мне удалось взять из неё самый большой кусок, с точки зрения Тёмной морали прекрасно, что большой кусок достался не кому-нибудь, а именно мне.

Но также, именно благодаря Тёмной морали мы признаём, что у каждого человека есть свой “шкурный” интерес и каждому нужно что-то своё, личное.

C ( Защищённость от среды ) Белый

Стратегия, в которой мы оцениваем и ситуацию и свои действия с учётом интересов большинства. Белая мораль преследует прежде всего интересы общества. Например, с точки зрения Белой морали богатым следует платить больше налогов и заниматься благотворительностью. Потому что богатых мало, а нуждающихся много. В транспорте младшие должны уступать старшим, потому что с точки зрения Белой морали, общее количество довольства жизнью увеличится, если младшие отдадут часть своей бездонной энергии старшим, даже если младшим это не понравится.

D ( Выживательность ) Серый

Стратегия, в которой мораль оценивается с точки зрения выживательности. Например, дешёвый пластик — хорошо и удобно как для отдельного человека, так и для общества. Но если из-за пластика мы загадим мировой океан и все умрём, то никакого рая на Земле у нас не будет и следует сокращать производство, даже если нам от этого будет плохо. Или, например, исключение оценок из школьного обучения. Без оценок и дети меньше страдают от учёбы, и родители не психуют, и сам процесс протекает в общей гармонии. Если и на выходе получается подготовить адекватного взрослого человека, то прекрасно. Но если нет, и на выходе из школы получаются неприспособленные и абсолютно безответственные оболтусы, то с точки зрения Серой морали, оценки нужны. Иначе мы разрушим всё что у нас есть.

Иррациональная модель

Иррациональная модель Моралистики предлагает стратегии, позволяющие выделить важные аспекты работы на улучшением мира.

a ( Видение решения ) Сознательность

Стратегия ориентирует ваше внимание на взвешенность и сбалансированность принятых решений. Сознательность склоняет хорошенько осмотреться вокруг и учесть все возможные последствия, все возможные интересы, все возможные моральные дилеммы. Например, вы считаете, что было бы хорошо и здорово поставить во дворе лавочки, чтобы и вы и соседи могли посидеть на свежем воздухе без необходимости куда-то ходить. Однако, хорошо бы заранее подумать, надо ли это соседям, захотят ли они на это скидываться, каких не вполне желательных людей могут привлечь лавочки во дворе, как вообще санкционировано что-то устанавливать на общей территории и т.п. Тогда агитация соседей на установку лавочек будет не бездумной, а Сознательной стратегией.

b ( Погружение ) Ресурс

Стратегия, заставляющая обращать внимание на материальную сторону вопроса, видеть ситуацию с точки зрения контроля над ресурсами. Например, у вас во дворе по вечерам собирается шумная компания. У них свой рай, у вас свой. Но вы претендуете на общий ресурс — двор. И сосредотачиваете свои действия вокруг контроля ресурса (двора). Или, например, вы занимаетесь рыбалкой в своём пруду. Весьма приятное, умиротворяющее занятие, но в закрытом пруду рыба — ограниченный ресурс, который восполняется довольно медленно. Поэтому вы сосредотачиваете своё внимание на том сколько выловили и сколько осталось.

c ( Зона комфорта ) Акклиматизация

Стратегия, заставляющая нас обращать внимание на доступные удобства, ресурсы, удовольствия, которые легко получить для себя и окружающих. Именно благодаря стратегии Акклиматизации мы видим людей, которые взяли складной стул в электричку, где мало свободных мест: они находятся в своём маленьком оазисе ресурсного достатка. Именно благодаря стратегии Акклиматизации мы видим студентов, которые начинают хоть что-то учить, только если не удалось сдать без унылого сидения над конспектом: они стараются не выходить из зоны комфорта и не тратить без необходимости свои силы. Также, именно благодаря стратегии Акклиматизации существует такое явление как кредит на свадьбу.

d ( Включённость ) Идентификация

Стратегия, в рамках которой ваше внимание обращено к действующим лицам. Кто еще (помимо нас) строит свой рай, чего они хотят, какие есть силы, которые помогают или мешают. В рамках стратегии Идентификации мы понимаем, чьи интересы можно эффективно использовать, с чьими лучше не бодаться, а чьи работают против нас. Например, вы хотите организовать вечеринку. Чтобы она удалась и всем было хорошо, следует подумать, кого приглашать, кого лучше не надо. Чьё присутствие само по себе удача, потому что его «хорошо» совпадает с вашим, а с кем надо предварительно поговорить. И, наконец, надо вполне отчётливо осознавать свою собственную роль, что вы хотите и что будете делать для своего «хорошо».


Дополнительные материалы

База протипированных