Социовижн. Карточка типологии

Находясь в социуме, мы не можем сказать: “Люди! Я особенный человек, уникальная личность! Пожалуйста, учитывайте все мои желания и потребности! Список я вам сейчас предоставлю”. То есть сказать-то можно, но работает социум не так.

Как личность, как индивидуальность, нас воспринимают только самые близкие люди. На работе, в очереди в магазин, в комментариях под постом, на приёме у врача и т.п. люди воспринимают нас через социальные шаблоны. Они не знают и, в общем-то, не хотят знать, что нужно лично нам.. Они видят мужчину, женщину, водителя, баристу, неформала, руководителя, эксперта, мажора, спортсмена, алкоголика, мать и т.п. И увиденный социальный шаблон говорит людям, как нас воспринимать, что от нас ожидать, как с нами разговаривать, чего мы хотим и как мы имеем право себя вести. 

Если у нас получается втиснуть себя в готовый социальный шаблон, то мы становимся максимально понятны окружающим. Людям не надо становиться вашими друзьями, чтобы знать, как с нами взаимодействовать. Но при этом часть наших потребностей остаётся не реализованными. В результате мы балансируем между презентацией себя через понятные и привлекательные (в социальном смысле) роли и следованием за своими уникальными чувствами, желаниями и потребностями. Стратегии достижения этого баланса описывает типология Социовижн.

Восприятие среды: ???
Сигнальные чувства: Обида / Зависть (поражение), Самореализованность (достижение), Ясность (достижение)

Рациональная модель

Рациональная модель Социовижн представлена стратегиями оценки социальных ниш.

A ( Независимость от среды ) Статусность

Стратегия, основанная на оценке, насколько занимаемое вами социальное положение позволяет  самостоятельно выбирать свою репрезентацию, насколько ваше положение позволяет вам естественное поведение. Есть социальные ниши, в которых естественность человека сильно ограничена, он себе не принадлежит, например, “хорошая мать” или “работник сферы услуг”. Другие ниши позволяют больше, например, “мажор” или “студент” или “творческий человек” могут вести себя более естественно, в большей степени как им самим хочется. Это может кому-то не понравится, но это не вызовет ни у кого удивления или диссонанса со статусом в социуме.

B ( Приспособленность к среде ) Достижения

Стратегия, основанная на оценке возможности менять ограничения, накладываемое вашей социальной нишей. Некоторые ниши в принципе рассматриваются обществом как временные, имеющие потенциал развития, например: “студент”, “стажёр”, “начинающий художник” и т.п. Если вы презентуете себя через “временную” нишу, на вас накладываются определённые общественные ожидания, но также ожидаемо, что в будущем вы сильно изменитесь и поменяете статус. Другие ниши не являются временными, но допускают потенциал развития внутри ниши. Например, блогер может сначала позиционировать себя как “человек ведущий дневник”, потом как “создатель познавательного контента”, потом как “инфлюенсер” или “лидер мнений”. Значит у ниши “блогер” есть потенциал развития, а именно этот потенциал мы и оцениваем в рамках аспекта Достижения.

C ( Защищённость от среды ) Льготы

Стратегия, основанная на оценке, насколько занимаемая вами социальная ниша защищена от повышенных социальных требований. Например, на беременную женщину не будут ругаться, спортсмену позволят не блистать интеллектом, к алкоголику вообще обычно заниженные ожидания, эксперту дозволяется говорить непонятно и заумно и т.п. Стратегия Льготы ориентирует нас замечать, есть ли у нас способы выйти из-под какого-либо вида социального давления.

D ( Выживательность ) Привилегии

Стратегия, основанная на оценке спектра возможностей презентовать себя, которые даёт ваша социальная ниша. Например, глава родительского комитета в чате родителей получает возможность презентовать свои лидерские качества, креативные таланты, показать себя как человека неравнодушного. А, к пример, презентуя себя как “альпинист” человек открывает для других своё бесстрашие и целеустремленность. 

С точки зрения стратегии Привилегий, социальный шаблон тем лучше, чем больше собственных внутренних качеств он позволяет презентовать.

Иррациональная модель

Иррациональная модель Социовижн представлена стратегиями достижения желаемой социальной ниши.

a ( Видение решения ) Лидерство

Стратегия, основанная на видении, как сформировать в общественном сознании новый, подходящий для себя социальный шаблон, либо видоизменить под себя существующий. Для успешной реализации стратегии, социум должен признать за вас как человека, обладающего настолько выдающимися личными данными, что вы не помещаетесь в существующие ниши. В этом случае, вас сразу начинают воспринимать как личность, минуя стадию обобщения через шаблон. И далее вы сами начинаете быть мерилом стандартов. “Быть похожим на вас” и будет нишей.

b ( Погружение ) Карьера

Стратегия, основанная на выборе социальной траектории и движении ней. Эта траектория в итоге позволит вам занять нишу с желаемой презентацией. Например, вы хотите реализовать себя как человека, у которого спрашивают советы, который говорит людям, как им жить. С точки зрения аспекта Карьеры вы можете, например, пойти по линии педагогики или по линии практикующего психолога или по линии инфлюенсерства или придумаете что-то ещё. На определенном этапе пути по одной из этих линий вы действительно займете желаемую нишу. Вас будут воспринимать как человека, который имеет право раздавать советы.

c ( Зона комфорта ) Специализация

Стратегия, основанная на выделении собственных особенностей, которые могут признаны как отдельная, специальная ниша. Если люди видят, что вы особенный и признают это за вами, то вам дают самому право решать, как правильно быть вами. Мало кто близко знаком, например, с ядерными физиками или с настоящими балеринами или с людьми, которые держат дома тигра, или с работниками моргов. У людей может не быть предустановок, как такой человек должен себя проявлять. Они думают: “Я не знаю балерин, а ты — балерина. Я не буду навешивать на тебя свои ожидания, я не знаю насколько они будут оправданы, ты сама мне расскажи, что от тебя ожидать”.

d ( Включённость ) Этикет

Стратегия, основанная на знании того, как работают социальные ожидания, как сочетается ваше поведение и социальные ограничения. Например, школьный учитель должен понимать, что личные фотографии с развеселой ночной вечеринки лучше не выкладывать в соцсети. И если хочется презентовать себя как весёлого человека, открытого разнообразному опыту, то надо либо избрать другую, более социально уместную форму презентации, либо отказываться от ниши педагога и выбрать другую.


Дополнительные материалы

База протипированных