Сентябрь 26

Темпористика. Время нелинейно ч.2. «Личная история»

В прошлой части я указал на тот факт, что мы имеем дело не с реальным, с психологическим временем. А значит, прошлое, настоящее и будущее мы должны искать не там где они реально находятся, а там куда помещает их наше восприятие. Например, психологически воспринимаемое настоящее может находиться и в реальном прошлом и в потенциальном будущем. Это кажется сложным, но на деле есть простые признаки, как узнать работу аспекта если он прячется в “другом времени”.

Вечность

Но начнём мы с понятия о том какова роль вечности внутри нашего типа. Что же в этих самых таймлайнах делает вечность? Вечность, как аспект, отвечает за то чтобы ваше восприятие времени было целостным. Грубо говоря, если ваша жизнь это фильм, то важно чтобы вы понимали о чём этот фильм. Если вы не понимаете, то фильм для вас, как зрителя разваливается.

Если событие не важно для общей идеи, вечность задвинет его куда-то на задворки сознания. Если идея требует переставить события местами — вечность их переставит. Именно вечность перестраивает реальный таймлайн таким образом, чтобы вам было легче воспринимать свою жизнь как что-то единое.

Для примера, я сочинил историю, в которой я как будто учился в институте и моё “сейчас” находится аккурат после первого курса.

Вот “реальная” хронология это истории. Чуть позже мы добавим в неё ещё событий, но пока хватит и этих.

  • Поступил на бюджет
  • Заселение в общагу
  • Появляются друзья
  • Я веду разгульную жизнь
  • Я знакомлюсь с девушкой
  • Уснул в лифте
  • Мы встречаемся ещё раз
  • Сессия, я нахожусь на грани отчисления
  • Я сдаю сессию
  • Мы сходимся с девушкой
  • Продолжаю разгульную жизнь
  • На второй сессии всё также
  • Помог родственнице с переездом
  • Меня отчисляют
  • Глупая ссора с девушкой
  • Мы расходимся
  • Я здесь! (реальное настоящее)
  • Собираюсь устроиться на работу
  • Собираюсь восстановиться на платное
  • Собираюсь доучиться

Это довольно запутанная цепочка событий и задача вечности построить таймлайны таким образом, чтобы описанные события легли в нас в виде единой образной картины. Это делается с помощью выделения некоего общего смысла истории. Он может быть совершенно различный, и у вас он может кардинально отличаться от моего. Я выстроил такой смысл: “раньше я думал что всё легко и я не знал цену жизни, а теперь знаю и могу жить более осознанно”.

С такой точки зрения в нашей голове могут логично выстроиться три сюжетных арки:

Первая арка, арка лёгких отношений. В ней есть романтическая линия (извините, не силён в теме романтики, линия будет бедненькая). Лёгкие отношения, которые я не ценил, в которые я не вкладывался, и потому потерял. Это укладывается в общую идею.

Вторая арка. Арка о переоценённых друзьях. Мы познакомились, мы весело проводили время, я думал что это навсегда, но когда меня выгнали из общаги, то общение и встречи как-то заглохли.

Третья арка. Арка о карьере. Я получал специальность которую хотел, бесплатно, мне даже нравилось, но я этого не ценил и теперь могу получить тоже самое только c большим трудом.

Это лишь один из вариантов, и если бы меня потянуло к другому смыслу истории, она бы построилась иначе, с другими арками, возможно с какими-то другими циклами, флешбеками, переплетениями.

Отмечу, чтобы общий смысл истории не развалился, мне также нужно иметь определённое будущее, в котором я берусь за ум. Согласитесь, если я этого не сделаю, то смысл истории будет совсем другой и аспект вечности будет вынужден переформатировать таймлайны. Также целостность мысли требует от меня поискать в прошлом события, которые будут хорошей предысторией. Например свидетельства гиперопеки родителей, которые, грубо говоря, не давали узнать мне цену потерь и не давали понюхать жизнь. Вечность побудит меня выделить из прошлого именно такие свидетельства, потому что именно они работают на общий смысл истории.

Ещё отмечу, что события “уснул в лифте” и “помог родственнице” вечности вообще не понадобились и поэтому могут быть забыты как несущественные.

Подытожим про вечность. Когда мы говорим о таймлайнах, именно аспект вечности занимается их структурой, вечность расставляет события так, чтобы они работали на какой-то смысл. Вечность подготавливает канву, на которою отображается ваша память, ваше текущее восприятие и ваши способности к планированию.

  • Если у вас высокая вечность, первая или вторая, то вы довольно легко находите идею, на которой можно выстроить таймлайны. Если низкая, вам с этим тяжелее.
  • Если у вас результативная вечность, первая или четвёртая, то вы не склонны переделывать ту структуру которая у вас сложилась. Хотя у четвёртой вечности и перестраивать-то особо нечего, там всё довольно плохо осознаётся. У процессуальной вечности структура плавающая, смутная, сюжетная тема часто изменяется.
  • Если у вас критичная вечность, один или три, вам критически важно понимать и осознавать, в каком сюжете вы находитесь. При этом тройке, возможно, будет сложнее определить себя по признаку важности, поскольку осознание натыкается на болезненные внутренние барьеры.

Разъясню возможную путаницу: в темпористике слово «критик» используется как символ третьего прошлого. Однако в этой статье я часто буду говорить о «критичных аспектах» имея ввиду аспекты 1 или 3 любого времени. Здесь критичность используется в том смысле что в аспектах 1 и 3 мы больше напряжены, а в 2 и 4 больше расслаблены.

Прошлое

Итак, вечность создала для нас нелинейную структуру таймлайнов. Часть этих таймлайнов фактически находится в прошедшем времени, часть в будущем времени. Однако не забываем, что прошлое это аспект, отражающий не фактическое, а психологическое время. Чем именно занимается прошлое как аспект?

Прошлое требует нас наполнить таймлайны фактами и событиями. Прошлое заставляет нас конкретизировать что именно происходило, что происходит и что будет происходить в нашей жизни. При этом для прошлого более важно не то что происходило фактически (на самом деле), а наш собственный субъективный ответ на вопрос “а что же это было?”

Выше вы видите кусок таймлайна с семью событиями/фактами. Но это же не серьёзно! Там же целый кусок жизни. А что было в время встреч? Что я сказал, что она сказала? Где мы встречались, где были, с кем виделись, что видели? Как мы ссорились, как мирились? Что я ей дарил, как она реагировала? Прошлое детализирует и насыщает, любую арку.

При этом важны не все события, а только те которые хоть как-то касаются лично нас. Если где-то параллельно было важно мировое событие, но событие вас никак не всколыхнуло, то прошлому это не интересно.

Интересно другое. Функцию детализации прошлое выполняет даже на тех кусках таймлайна, которые фактически относятся к будущему. Смотрите, чтобы продолжить линию карьеры, в которой я начинаю жить осознанно, я в своём планировании устраиваюсь на работу и зарабатываю деньги чтобы продолжить учиться на вечернем. Но это какие-то общие вехи. Давайте подумаем конкретно: куда именно я устраиваюсь. На какую должность. Где именно я буду жить. Сколько денег я буду получать. Когда именно я восстановлюсь на учёбе. Да, это конкретизация будущего, но психологически это работает на тех же механизмах, что и конкретизация прошлого.

Почему детализация предполагаемых событий тоже психологически относится к прошлому? Потому что в подробную, наполненную конкретными фактами историю нам проще поверить и проще собрать убедительный образ героя истории, то есть образ себя. И это работает как на в действительности произошедшей истории, так и на выдуманной. Однако в действительности произошедшая история всегда немного реалистичнее, поэтому в подавляющем большинстве случаев аспект прошлого работает именно с реальным прошлым.

При разборе собственного типа, учитываете, что аспект прошлого может вступать в противоречие с аспектом вечности. Прошлое насыщает таймлайн конкретикой вопреки тому, работает это на общий “сюжет” или наоборот сбивает восприятие. Например, в целях вечности я выкинул из воспоминаний два события (лифт и помощь). Они не играют никакой роли в общем замысле. Но с точки зрения прошлого выкидывать ничего нельзя, потому что снижается насыщенность таймлайна.

Анализируя свою собственную историю вы можете понять общую тенденцию: что у вас сильнее, прошлое или вечность. Подчиняется ли один аспект другому или они находятся в антагонизме.

Отмечу также особенности разного прошлого как аспекта:

  • Люди с высоким прошлым, первым или вторым имеют высокую плотность воспоминаний и хранят много сведений и фактов о себе
  • Таймлайн людей с результативным прошлым (один и четыре) содержит более конкретные, точечные события и факты. “Я позвонил ей как только проснулся и сказал и что хочу её увидеть как можно быстрее”. Процессуальное прошлое производит и хранит более общие описания “в тот день я поговорил с ней о чувствах”.
  • Критичное прошлое, единица или тройка, заставляет вас придавать важность каждому событию, которое по какой-то причине закрепилось на таймлайне, и, как правило, не может ничего убрать или забыть. При этом единица из-за жадности: “моё прошлое, не отдам”, а тройка может и хотела бы убрать, да не получается.

Настоящее

Как вы уже догадываетесь, с настоящим тоже не всё так просто. Но если вы запомните для чего нам нужно настоящее как аспект, что именно оно делает в нашем типе, то уже ни с чем его не спутаете.

Если вы смотрели видео моей лекции для Открытого Соционического Клуба, вы знаете что задача настоящего — синхронизировать нас с реальностью. Быть в настоящем значит иметь внутреннее состояние отражающее то, что и в самом деле происходит. Ощущать капли дождя потому что сейчас действительно идёт дождь. Знать что справа от тебя сидит коллега потому что справа от тебя действительно сидит коллега. Полагать себя уважаемым человеком именно потому что тебя действительно уважают. Я не буду останавливаться на подробностях, в лекции этот момент хорошо разобран начиная от нашей физиологии.

К чему же именно склоняет нас аспект настоящего в отношении темы таймлайна, в отношении событий нашей жизни? Настоящее заставляет нас выполнять фактчекинг, заставляет нас подтверждать реалистичность, подлинность происходящих событий и фактов.

Проще всего проверить подлинность того, что существует прямо здесь и сейчас. У меня две руки и две ноги. Проверено. Я нахожусь в комнате, напротив монитора. Проверено. У меня приподнятое настроение. Проверено. На улице дождь. Проверено. Есть даже такое психологическое упражнение: если вы в “разобранном” состоянии и вам необходимо вернуться в настоящее, начните перечислять факты, в которых можно мгновенно удостовериться. Возможно, сначала вы почувствуете скуку, но через какое-то время ваше сознание прояснится, вы почувствуете себя здесь и сейчас. Так происходит синхронизация с реальностью.

Отмечу, что человек у которого хорошо работает настоящее и он доверяет своему фактчекингу, также хорошо осознает и протяженные во времени факты: я нахожусь в отношениях, ценят как специалиста и так далее.

Однако, вернёмся к нашему примеру. В нём реальное настоящее находится в точке потери. И если я осознаю что сейчас у меня нет друзей, нет девушки и нет образования, но я нахожусь хоть и в горькой, но в реальности. Я синхронизирован с действительностью. Но как только я начинаю думать о том что мне делать, я уже выхожу из настоящего. Как только я начинаю себя жалеть или сожалеть — я тоже выхожу из настоящего и тоже теряю это ощущение синхронизации. Потому что в этот момент я отрываюсь от сверки с действительностью и задействую другие аспекты.

Важно понимать, что я могу получить абсолютно такое же чувство отрезвления, синхронизации, обращаясь не только к настоящему времени, но и к другим точкам таймлайна. Приведу пару примеров.

Смотрите, я решил что мой следующий шаг — найти работу. Реально это событие находится в потенциальном будущем. Мы можем его смаковать, переживать, насыщать подробностями, думать о вариантах. Но вот я звоню своему двоюродному дяде и он говорит мне: “Да, я беру тебя на стройку. В понедельник в восемь утра приходи”. Это фактчекинг. В тот самый момент когда я осознаю сказанное, ко мне приходит то самое отрезвляющее чувство ясного ума и синхронизации с реальностью. Позже оно затуманится, но сейчас произошла успешная сверка с действительностью ещё не произошедшего события. И психологически событие из будущего стало действительным, а значит и настоящим.

Другой пример. Прошла неделя с тех пор как меня отчислили, но всё ещё как-то не верится. Я же как-то учился, я же сдал первую сессию, может как-то можно ещё переиграть. Т.е. событие отчисления было в прошлом, но его реальность, действительность, психологически не обработана. И в этот самым момент приходит комендант общежития и говорит мне: “пришли документы, освобождай комнату”. И вдруг всё встаёт на свои места, и появляется тоже самое отрезвляющее чувство: “то что происходит — происходит на самом деле”. Событие отчисления действительно произошло, и пусть оно было в прошлом, но достоверным оно стало именно сейчас. И я испытываю тоже самое чувство синхронизации, возвращения в реальность, как если бы был “здесь и сейчас”. Это работа аспекта настоящего. В отличие от синхронизации с текущим моментом, фактчекинг прошлого не может иметь протяженный эффект, это скорее укол реальности, который меняет вас единомоментно. Однако психологически это тоже настоящее.

Отмечу, что настоящему, как аспекту, легче работать именно с реальным настоящим, а не с воспоминаниями или планами, однако исключения не только возможны, они происходят постоянно и если вы хотите глубже понять темпористику то должны уметь их узнавать.

Настоящее — единственный аспект, который не подчиняется законам кинематографии. Ему важен реализм. Поэтому настоящее может конфликтовать с прошлым. Прошлому важна насыщенность, плотность таймлайна, и ваша собственная интерпретация событий. Поэтому прошлое с удовольствием принимает ненадёжные свидетельства, а настоящее, напротив, отвергает всё не реалистичное.

И тем более, настоящее, как аспект, входит в конфликт с вечностью. Потому что настоящее стремится оставить на таймлайне всё что точно было и в том виде, в котором оно было. Вечность же может что-то выкинуть или вольно интерпретировать событие, чтобы оно более красиво вписалось в таймлайн.

Будущее

Вот и добрались до последнего аспекта, до будущего. Будущее как аспект часто направляет своё внимание на реальное будущее, потому что его задача смотреть на динамику. В самом деле: если события на таймлайне развиваются именно так как они развиваются, то что будет дальше?

Вот смотрите, сейчас, в моей воображаемой истории я нахожусь в точке потерь. Давайте посмотрим на мою жизнь с точки зрения динамики происходящего. Локальная динамика — всё становится хуже и хуже. Следующий этап, видимо, ещё какой-то более мощный удар судьбы и потом я спиваюсь. Если бы я играл в игру «продолжи сюжет», это был бы логичный сюжет с понятной динамикой. А будущее как раз и играет в такую игру.

Если же у меня вечность чуть сильнее, я могу посмотреть на более глобальную динамику. С точки зрения этой динамики я получил ценный урок, усвоил его, а дальше мне должно быть очень трудно, но потом всё будет хорошо. Это тоже логичный сюжет с понятной динамикой.

Если бы у меня был какой-то специфический тип, который позволил бы мне всё забыть и начать таймлайн с чистого листа, я вообще мог бы сочинить себе новую, оторванную от прошлого динамику. А может быть я увижу и какую-то ещё динамику, какой-то четвёртый вариант, если взгляну на события под новым другим углом.

Какую же динамику я предпочту? Это зависит от того, какая из них покажется мне более убедительной. Это зависит и от моего типа и от того как вообще у меня сложилась конфигурация таймлайнов. Вариант с трёмя арками — один из тысячи возможных.

Но вы, наверное, хотите узнать, а как работает аспект будущего в реальном прошлом. Хорошо, давайте провернём такой трюк. Вернёмся в нашей истории на полгода назад, когда я почти завалил свою первую сессию, но всё-таки вышел сухим из воды. Тогда я был дураком, но теперь-то я умный и вижу динамику тех событий.

Согласно этой динамике я должен был следующим шагом взяться за ум. Это логичная динамика, логичное продолжение истории. Поэтому именно аспект будущего заставит меня возвращаться к этому моменту и рефлексировать, что было бы, если бы я поступил как и должен был. Я обращаюсь мыслями к реальному прошлому, но работает при этом аспект будущего.

Более того, мы запросто можем воображать неслучившееся будущее, даже если это неслучившееся будущее давно в прошлом. Это связано с тем что будущее без помощи других аспектов не умеет видеть слом динамики и не умеет замечать, когда один сюжет сменяется другим. Например, в арке отношений сначала была восходящая динамика — отношения развивались, а потом нисходящая, отношения деградировали до разрыва. Как так вышло? Будущее без других аспектов такое вообразить не в состоянии. И мы продолжаем возвращаться к моменту перегиба и воображать неслучившееся будущее, которое было бы, если бы динамика была бы логичной с нашей точки зрения.

На самом деле только вечность может заставить будущее видеть более сложные сюжеты, со сложным развитием. Только из-за вечности наши таймлайны не обрастают миллионами заусенцев с не случившимися ветками развития сюжета.

Самое главное, что я хотел донести: будущее как аспект обращает наше внимание на логику развития сюжета нашей жизни, как в отношении реального будущего, так и в отношении настоящего и прошлого. При этом логика в таком развитии не рациональная, а скорее “кинематографическая”.

  • Высокое будущее, первое и второе, легко мыслит категориями “куда всё движется”. Для высокого будущего ни одно событие не воспринимается само по себе, отдельно. Оно воспринимается как часть какой-то цепочки событий или как часть какого-то развития, какого-то движения.
  • Процессуальное будущее (два и три) склонно к формированию массы “заусенцев” (особенно если их не «подчищают» другие аспекты), и к альтернативному построению своей предыстории. В отношении реального будущего процессуальные аспекты также не ограничиваются одним вариантом развития событий.
  • Первое и третье будущее (критичное) с большим вниманием и даже некоторым надрывом воспринимают жизненные развилки, то есть к ситуации, когда “сюжет вдруг поменялся”.

Самотипирование и кинематограф

Аспекты темпористики нацелены на то чтобы представить события нашей жизни в виде единой образной картины. Именно поэтому мы способны воспринимать свою жизнь целостно. Примерно такую же задачу ставит перед собой кино: создать единую образную картину из отдельных кадров и сцен. Поэтому мы можем использовать свой зрительский опыт для самотипирования по темпористике. Единственный момент, который нужно учесть — зритель не является участником событий, поэтому общая критичность восприятия снижена.

  • Критичному аспекту настоящего важна реалистичность ленты. Это не значит что люди с первым и третьим настоящим не могут смотреть фантастику или мистику. Но с точки зрения настоящего лента должна быть связана с реальностью в каких-то важных для зрителя моментах, например, реалистичные отношения между людьми, реалистичное поведение персонажей, реалистичные идеи, которые могли бы сработать в реальной жизни и т.п. Четвёртому настоящему реалистичность не важна, а второе умеет подмечать моменты “а-ха-ха, прямо как в жизни”, там где другие типы никакой реалистичности не видят.
  • Критичному аспекту прошлого важно понимать что именно ему показывают в каждый момент времени, что происходит в кадре. Смутные, не конкретные события без явной интерпретации, раздражают и могут нанести людям с первым и третьим прошлым эстетическую травму. Четвёртому прошлому конкретность не обязательна, а представители второго — короли интерпретаций и даже когда ничего не понятно что-то для себя видят и отмечают.
  • Критичному аспекту будущего важен внятный сюжет. В нём не допускаются немотивированные события или “рояли в кустах”. Четвёртое будущее смотрит на сюжет сквозь пальцы, а второе способно увидеть сюжет даже там, где его в сценарий “не завезли”.
  • Критичному аспекту вечности важен замысел, высказывание режиссёра и сценариста, та общая мысль, которую несёт лента. Если её нет или она слабовата, фильм автоматически записывается в негодные. При этом второй и четвёртой вечности режиссёрский замысел не так критичен. Вторая вечность так вообще, при необходимости, выдумает идею фильма самостоятельно.

Надо понимать, что в хорошо сделанной кинокартине должно быть всё: и мысль и сюжет и внятное повествование и правдоподобность. Нельзя что-либо выкидывать без ущерба для зрительского опыта. Однако, в своём темпористическом типе мы более лояльны к одним огрехам и менее к другим.


К другим дополнительным материалам