Сентябрь 26

Темпористика. Время нелинейно ч.1 «Как в кино»

Я часто сталкиваюсь с тем, что практикущие темпористику понимают прошлое, настоящее и будущее слишком буквально.

Буквальное прочтение времени выглядит так:

То есть, существует ряд событий моей жизни, они вот так прекрасно упорядоченно расставлены в моей памяти. В какой-то момент память приближается к настоящему времени, а дальше я воображаю события будущего. Это линейное представление времени. В таком виде его изучает история и физика это как бы «физическое» или «реальное» время. Однако наша психика работает с психологическим временем, которое выглядит скорее так:

Как мы справляемся с этой мешаниной и почему нелинейное время оказывается проще для восприятия чем линейное? Давайте разберёмся.

Есть достаточно простой пример нарушения линейности времени и все мы его постоянно видим. Это кино. В очень-очень редком случае события киноленты идут в реальном времени и в хронологическом порядке. Обычно, в фильме зачастую сначала показывается предыстория, например детство героя. Потом происходит монтажная склейка, мы переходим в “настоящее” и легкой рукой сценариста выкидываются десять лет сюжета. Дальше по ходу ленты бывают врезки флешбеков, как бы возвращения в предысторию, чтобы объяснить, например, характер персонажей или причины их поступков. Иногда герой начинает воображать и планировать своё будущее и это врезано не в конец ленты, а прямо в тот момент, когда он это делает. Ещё кино часто показывает несколько историй, идущих во времени параллельно, но показывают их друг за другом последовательно, а потом обе истории объединяются в одну. И, заметьте, я даже не пускаюсь во всякие изощрения а-ля Кристофер Нолан. Всё о чём я говорю — довольно будничные приёмы.

Смотрите что получается: кино всегда искажает реальное течение времени. Но при этом, если фильм хорошо сделан, это не мешает, а наоборот помогает восприятию. Грамотное искажение времени помогает воспринимать фильм целостно, и он не разваливается в вашем сознании на какие-то бессвязные события. Именно поэтому в большинстве случаев качественная художественная лента выигрывает по лёгкости восприятия у документальной.

По той же самой причине и в реальной жизни мы воспринимаем время нелинейно. Потому что так нам легче воспринимать свою жизнь целостно, как единую образную картину. И если в фильме целостное восприятие помогает нам понять режиссёрский замысел, то целостное восприятие своей жизни помогает понять её смысл, о чём наша жизнь, зачем мы живём.

Давайте посмотрим на конкретных примерах, как наше восприятие времени становится нелинейным. Для простоты, будем рассматривать только такие цепочки событий, которые физически находятся в прошлом. В реальном прошлом, а не в том что принимаем за “прошлое”. Где тут настоящее, будущее и всё остальное я объясню позже.

Параллельное время

Первая ситуация будет близка не всем темпористическим типам, но в любом случае вы увидите, что такое восприятие существует. Представьте себе, например пятиклассника. Он пошёл в сентябре в школу. Ему трудно, но он старается, каждый день у него уроки, домашка, так всё длится 9 месяцев и потом наступают долгожданные летние каникулы. Наш пятиклассник едет к бабушке. Там совсем другая жизнь, другие друзья и через две недели он уже забывает что была какая-то школа, какие-то уроки. У него как будто начинается другое время. Потом кончается лето, он возвращается к школе, к рутине и через месяц ему начинает казаться что никаких каникул и не было, они где-то в другой жизни были, а прошлый и нынешний учебный год как будто склеились вместе, в одну непрерывную цепочку событий.

Что здесь интересно. Во первых чисто кинематографическая монтажная склейка. Две разорванные последовательности склеились в одну. Во вторых, летние события выделяются в отдельное время. Оно как бы не между учёбой в школе, а вообще где-то в другом месте. Почему так произошло с нашим воображаемым школьником? Потому что психологически летняя жизнь и школьная жизнь были слишком разными и школьнику было тяжело связать их в единую образную картину. Поэтому в его восприятии время разорвалось.

Такие вещи я называю разными таймлайнами. Внутри одного таймлайна есть четкая последовательность событий. Но самих таймлайнов может быть множество.

Обычно у каждого таймлайна есть какая-то своя тема, которая помогает связать события в единую картину.

Закольцованное время

Представьте себе другую ситуацию. Взрослый человек, живёт один, хотя и часто ходит на какие-то мероприятия, любит тусить с друзьями и т.п. И вдруг бах, всем нам знакомый локдаун и он остаётся запертым дома. Через некоторое время он оказывается в неком подобии дня сурка. Проснулся, душ, удалённая работа, обед, снова работа, вино, сериал, ещё вино, ещё сериал, сон, снова проснулся и так далее. Один раз за всё время происходит яркое событие. Соседу сверху вызвали скорую, но всё обошлось. И на этом всё.

В результате событийный ряд у этого человека, его психологическое время, выстраивается совсем не линейно. В его восприятии нет 30-ти идущих подряд работ, возлияний и сериалов. В его восприятии они закольцованы в один таймлайн. А знаменательное событие вообще находится в другом таймлайне, потому что наш герой не помнит и не знает в какой по счёту обед это произошло.

Почему психологическое время закольцевалось? Потому что именно в таком виде герою примера проще воспринимать и хранить события в виде единой образной картины.

Другие искажения

Вместо одного большого “правильного” таймлайна обычно мы формируем целую разветвленную сеть таймлайнов. Какие-то типы склонны к этому в большей степени, какие-то в меньшей, но мы все это делаем. Чем только не балуется наш мозг: мы дублируем одно и то же событие на разных таймлайнах. Мы меняем события местами, если он так легче воспринимаются. Мы разветвляем время, закольцовываем время, делаем вставки, вырезаем лишнее.

Логически, мы понимаем и знаем, что есть какая-то истинная хронология. Однако, интуитивно, подсознательно, мы выстраиваем таймлайны в логике сценария киноленты, то есть так, чтобы события легче было воспринимать целостно, как нечто единое. Реальный же таймлайн могут видеть лишь те редкие люди, что способны воспринять абсолютно все события своей жизни как единое целое, причём строго в хронологической последовательности.

Аспекты темпористики

Все эти примеры искажения времени я привёл чтобы указать на то что мы имеем дело не с реальным, а с психологическим временем. А значит, прошлое, настоящее и будущее мы должны искать не там где они реально находятся, а там куда помещает их наше восприятие. Например, психологически воспринимаемое настоящее может находиться и в реальном прошлом и в потенциальном будущем. Однако это лишь кажется сложным. В следующей части я приведу простые признаки, где искать психологическое (оно же темпористическое) прошлое, настоящее и будущее.


К другим дополнительным материалам