Вопреки расхожему мнению, дуэль в аристократической среде крайне редко преследовала цель наказания, возмездия или даже защиты чести путём победы над обидчиком. Довольно часто дуэли заканчивались символичными выстрелами в воздух или фехтованием до первой царапины. Полагая, что в дуэли важна победа мы переносим в позапрошлый век современные культурные штампы.
Свою основную цель дуэлянты достигали уже самим фактом прибытия в назначенное место. Сам факт дуэли уже служил социальным доказательством чести и достоинства. Человек, презирающий смерть, защищающий ценности, выходящие за пределы жизни не может считаться падшим и недостойным, он очищает своё имя автоматически. Таким образом, дуэль — своеобразный экзамен на соответствие аристократическому стандарту.
Что совсем не очевидно и странно для современного человека, так это некоторое презрение самих дуэлянтов к дуэльному искусству. Например, виртуозное владение шпагой считалось весьма сомнительным достоинством. Странно, но если посмотреть на ситуацию с точки зрения аристократов, то всё встаёт на свои места. Ведь благодаря своим талантам искусный фехтовальщик почти наверняка останется в живых, а значит он не ставит на кон свою жизнь в той же мере как «обычный» дворянин. Грубо говоря, искусного дуэлянта нельзя полноценно «проверить на вшивость».
Культурная разница с нынешним восприятием дуэлей и восприятием прошлых веков имеет корни в Суператорике. Не смотря на то, что исторически обязательный атрибут мужской части аристократии — военная служба, с точки зрения Суператорики аристократы не Воины. В первую очередь они Жрецы, а Воины только во вторую. В первую очередь важна служба (короне или отечеству), а то что служба именно военная — вторично. Профессиональный военный старой культуры как Жрец готов «отдать себя» и видит свою смерть в бою как практически неизбежный элемент картины мира. Первый Жрец обычно служит неким ценностям, которые невозможно или очень трудно отнять, при условии что Жрец откажется от всего остального. В данном случае такой ценностью является верность сюзерену или короне. С точки зрения сохранения верности и не так важно, победит сюзерен или проиграет, погибнет ли сам Жрец или нет. Важно лишь до конца сохранять верность. Победа и выживание — слишком ненадёжные условия чтобы психика первого Жреца могла бы стабилизироваться вокруг них. Совсем другое дело — верность. Отнять идею верности можно разве что под пытками.
Исторически, Жреческие культуры — самые древние, поскольку всерьёз противопоставлять себя внешней среде человек начал только с появлением крупных городов. Концепция победы (хотя бы над природой) как осознанной ценности в массовой культуре отсутствовала. Исторически, воинская Суператорная стратегия была уделом отдельных личностей, но не смогла бы стать хоть сколько-нибудь общей.
Все аристократические культуры архаичны, они строятся вокруг знатных родов с богатой историей и наследовании традиций, потому и Жреческий подход в том или ином виде обязательно будет присутствовать, как минимум в виде поддержки исторического наследия. Воинская готовность к противостоянию — лишь дополняющий, вспомогательный и более молодой элемент аристократической культуры.
В массовой культуре России, особенно конца 20-го века, тоже оказались сильны и Жреческие и Воинские мотивы. Но с точки зрения Суператорики — совсем не в аристократическом варианте. После второй мировой войны культ победы прочно засел в сознании советского человека. Победа — идея результативного Воинского аспекта, в первую очередь единицы. Первый Воин сохраняет свои ценности не благодаря тому что отказывается от всего остального, а благодаря тому что заставляет окружающий мир их принять. После победы над фашизмом в СССР сформировалась благодатная почва для внедрения первовоинской культуры. А Жречество удобно устроилось на второй, вспомогательной позиции: мы обязательно победим (построим коммунизм, развернём реки, покорим космос), но для этого сейчас придётся сжать зубы и довольствоваться малым.
Почувствуйте разницу. Жреческо-Воинская культура: мы молодцы, потому что не тратим силы на суетное и помним о главном, а если придётся драться за это главное — будем драться. Воинско-Жреческая культура: мы молодцы, потому что сражаемся за своё счастье и ради победы готовы отбросить суетное. В Жреческо-Воинской культуре человек готов принять смерть чтобы остаться тем, кто он есть. В Воинско-Жреческой культуре человек готов умереть чтобы достигнуть цели.
Вернёмся к началу нашего рассказа. С точки зрения советской Воинско-Жреческой культуры, отголоски которой так или иначе есть в каждом русскоязычном человеке, очень трудно правильно воспринять систему ценностей, стоящей за дуэлями. Для результативного Воина вполне естественно что меткий стрелок и искусный фехтовальщик не должны ловить на себе косые взгляды. Умение постоять за себя и победить — прекрасные качества, украшающие любого человека. А прийти на дуэль, увидеть что и ты и противник готовы к смерти и разойтись — какая-то изощрённая форма пораженчества.