Моралистка с точки зрения эстетики

В этой статье я расскажу об ещё одном подходе к пониманию моралистики: моралистика с точки зрения эстетики.

Давайте немного помечтаем. Согласитесь, было бы неплохо:

  • Просыпаться именно в тот момент, когда полностью выспался, ни раньше, ни меньше.
  • Работать, занимаясь любимым делом, причём именно в те часы, когда работоспособность максимальна
  • Всегда платить в магазине ровно столько, сколько не жалко
  • Имея избыток любви находить того, кому она нужна, а нуждаясь в любви — того кто может её дать
  • Видеть красоту во всём
  • Любить вкус здоровой пищи
  • Быть востребованным именно в том что вам нравится делать
  • Находить удовольствие в полезном
  • Никогда ни о чём не сожалеть
  • Увидеть, как всё что вам причиняло страдания либо исчезло, либо больше вас не задевает

Нравится? Добро пожаловать в мир окончательной (или почти окончательной) победы Зелёного аспекта. Такой мир мог бы функционировать, если бы абсолютно все живые существа были настроены на некий единый для них и окружающего мира естественный ход вещей. Если вы находитесь в потоке естественного хода вещей, то вы всегда на своём месте, вы всегда получаете то что вам не достаёт, и не держитесь за излишки, вы не станете причинять вред ни себе, ни кому-то ещё, потому всё сущее находится на одной волне и согласовано между собой. Вы не захотите того чего не можете иметь, потому что естественное и так придёт к вам, а желать неестественное, противное природе мира — весьма нездорово. Неоткуда взяться конфликтам, потому конфликты возникают от рассогласованности. Даже старость и смерть и не покажется вам насилием, если вы принимаете их естественность. Но если вам по какой-то причине кажется что смерть неестественна для этого мира, то смело выбросите этот пункт, смерти не будет.

Утопия? Несомненно. Однако, чем выше Зелёный аспект в нашем типе, тем больше усилий мы прилагаем для её создания.

Как именно мы понимаем что нужно сделать? Каков критерий? Стремление поймать ту самую “волну естественного хода вещей” прежде всего обращается к внутреннему эстетическому чувству. Именно оно подсказывает баланс: брать или отдавать, заботиться о себе или о других, где идеальное место для жизни, какие представления о мире объединяют, а не разобщают и т.д.

Чтобы естественность была по настоящему согласованной нужно три компонента. Мир с самим собой. Мир с другими. И мир с остальным миром как он есть. Я-Мы-Мир. Нетрудно догадаться, что за “Я” отвечает Тёмный аспект, за “Мы” — Белый и за “Мир” — Серый. Зелёный же балансирует все три составляющие вместе, ищет общую естественность и гармонию всего сразу.

Не только у Зелёного, но и у всех четырёх аспектов есть своя эстетика, через которую мы воспринимаем отдельные компоненты гармонии.

Через Тёмный аспект мы воспринимаем гармонию личного. Благодаря Тёмному аспекту мы чувствуем естественные личные границы. Где начинается и где заканчивается моё естественное право владеть, распоряжаться и защищать. Как в ментальном смысле: иметь мнение, распоряжаться своей судьбой, защищать своё имя и достоинство; так и в материальном: жить в человеческих условиях, распоряжаться своим телом, защищать свою собственность. Мы на эстетическом уровне воспринимаем естественность личных границ и всю мерзость попыток их нарушить, а также отвращение к чрезмерному потреблению и присвоению неестественных прав.

Идеальная работа Тёмного аспекта гармонизирует восприятие личного пространства.

Через Белый аспект мы понимаем что есть гармоничные и естественные отношения между людьми. Верность обещанию, взаимопомощь, поддержка ближнего, когда он слаб, вежливость, уважение, создание взаимно-приятной атмосферы, способность договариваться. Белый аспект подсказывает, как достичь согласованности между людьми, какие отношения будут наиболее естественными и рождает некое социальное чутьё как достичь мира и баланса с окружающими.

Идеальная работа Белого аспекта гармонизирует восприятие социального пространства.

И наконец, через Серый аспект мы воспринимаем эстетику окружающего мира в том виде, в котором он работает сам по себе. Некие естественные законы природы, не зависящие от наших желаний и представлений. Будучи в гармонии с законами Вселенной, человек радуется истине, видит красоту в разнообразии мира, наслаждается наблюдением за естественными процессами, вроде сезонных изменений, морских приливов, движения звёздного неба. Серый аспект подсказывает, каким образом человек может быть частью мира не нарушая его естественность, а значит и не обращая законы природы против себя.

Идеальная работа Серого аспекта гармонизирует восприятие внешнего пространства и вписывает человека в мир в глобальном смысле.

Однако, работая по отдельности, аспекты могут противоречить друг другу. Социальная гармония может быть достигнута ценой подавления отдельного человека. Личный комфорт может вредить природе, не учитывать возможную реакцию мира и в конце концов поставить под угрозу выживание человечества. И т.п. Именно Зелёный аспект пытается сбалансировать все три составляющие: я-мы-мир, найти некую общую меру всего: как жить в мире с другими людьми не упуская собственный интерес; как находиться в комфорте и при этом не загадить место, где живёшь; как быть в гармонии с естественными законами природами и при этом не быть перед ними беззащитным.

А сочетание аспектов порождает весьма интересные ценности и разнообразное эстетическое восприятие.


К другим дополнительным материалам