Карл Густав Юнг в своей работе «Психологические типы» выделил восемь психических аспектов, отвечающих за восприятия и обработку информации. Впоследствии, его работа легла в основу таких типологий как Соционика и MBTI, переосмысливших суть и значение аспектов юнговского базиса.
Теория Дифференциаций апеллирует к юнговскому прочтению аспектов и модели типов. Соционические наименования и символы будут использоваться лишь для удобства восприятия.
Теория Дифференциаций предполагает качественно иной подход к типипованию, нежели тот, что следует из базиса Юнга и основ соционики. В классическом подходе предполагается, что тип зависит лишь от того, насколько качественно человек воспринимает и обрабатывает информацию. Например, если мы видим, что типируемый лучше всего обрабатывает фактическую информацию, видит её во всей полноте и глубине, прекрасно дифференцирует, быстро схватывает и т.п., если по различным метрикам фактическая информация оказывается более качественной, чем по другим аспектам, то мы типируем такого человека в базового чёрного логика.
При этом, для типирования нам абсолютно неважно содержание информации. Нам не важно, какие именно факты есть в распоряжении типируемого. Нам абсолютно не важно, какие именно чувства испытывает типируемый или какого рода давление он на себе ощущает. Он всё равно останется базовым логиком, потому что мы смотрим только метрики качества, а они указывают, что фактическая информация у этого человека более многомерна, более дифференцирована, более полна, чем по другим аспектам.
Так выглядит классический подход, но Теория Дифференциации предлагает cмотреть не качество информации и его влияние на человека, а на содержание информации и его влияние на человека, то есть на ту часть, которую мы отбрасываем при типировании по юнговскому базису.
Для этого стоит рассмотреть, какую именно информацию дают человеку аспекты базиса. По Юнгу первыми получают информацию чёрные, экстравертные аспекты.
- Чёрная Логика посредством мышления даёт нам картину фактов.
- Чёрная Этика посредством чувств даёт картину субъективной важности.
- Чёрная Сенсорика посредством сенсорного канала, даёт нам картину, того как на нас воздействует окружающий мир.
- Чёрная Интуиция, посредством отсылок к архетипам, даёт картину бессознательных образов, стоящих за восприятием.
Вслед за экстравертами аспектами начинают работать интровертные, обобщая и агрегируя информацию от экстравертных.
- Белая Логика собирает факты о фактах и даёт общую описательную картину мира.
- Белая Этика сопоставляет субъективную важность и даёт нам картину должного, того как, по нашему субъективному представлению, должен быть устроен мир.
- Белая Сенсорика видит что воздействует на что и формирует картину реального положения вещей.
- Белая Интуиция сопоставляет подсознательно понятные образы и даёт общую подсознательно понятную картину.
С точки зрения теории Дифференциаций, наибольшую проблему представляет конфликтующая информация. Например, типируемый говорит, что очень хотел бы отдохнуть на выходных, но начальник заставляет его выйти на работу. Знание о желании отдохнуть на выходных происходит из картины мира Чёрной Этики, а знание о том, что начальник заставляет — из картины мира Чёрной Сенсорики. Между этой информацией есть напряжение, несоответствие, заставляющее типируемого страдать. Если обобщить проблемную область стыка Чёрной Сенсорики и Чёрной Этики, то мы увидим общую проблему сохранения психической стабильности человека в условиях давления со стороны внешнего мира. Эта проблема описывается и решается с помощью стратегий Суператорики.
Основное положение Теории Дифференциаций таково: если пара аспектов относятся к разным информационным категориям, то дифференциация информации между ними порождает потенциальные проблемы. Например, дифференциация картины фактов (ЧЛ) и картины бессознательного понимания (БИ) порождает проблему отсутствия смысла (факты есть, но в понимание они не складываются). Каждой дифференциации соответствует типология Метамодели, аспекты которой являются стратегиями решения проблемы. Например, озвученной проблеме бессмысленности соответствует Темпористика.