Важное свойство, благодаря которому Разрыв Шаблона может быть типологией Метамодели, это наличие единого чувства поражения. Напомню, чувство поражения служит эмоциональным индикатором — справляются ли аспекты типологии со своей задачей или нет. Зачастую, чувство поражения осознаётся довольно слабо, потому что даже намёк на его появление порождает либо бурную деятельность, либо выстраивание психологической защиты.
Впрочем, по сравнению с другими типологиями, в РШ чувство поражения не самое тяжёлое. Имя ему — уныние. И если вы подумайте о том, как именно справляетесь с унынием, то скорее всего наткнётесь на стратегии собственных сильных аспектов по РШ.
Изощрённость придумает или найдёт нечто нетривиальное, что оживит ситуацию и разгонит уныние. Например, книжный Шерлок Холмс спасается от уныния и рутины, вытаскивая глубоко запрятанные факты из бытовых наблюдений и поражая окружающих изощрённой работой мысли. Доктор Хаус оживляет унылые проходные этапы своей работы изощрёнными пранками над коллегами и подчинёнными.
Бесноватость справляется унынием с помощью бунта против реальности. Основной инструмент Бесноватости — выходки, а хорошая выходка с унынием не совместима. Выходка может быть не изощрённой, а вполне тривиальной, но важно что она включает слова или действия, нарушающие явные или негласные правила. Например, Карлсон разгоняет уныние Малыша с помощью шалости, явного нарушения взрослых запретов. Рик Санчез (“Рик и Морти”) борется с унынием бунтуя не только против социальных условностей, но и против законов природы.
Слово Маргинальность происходит от латинского margo (край/граница). Маргинал борется с унынием ища в текущей реальности свой собственный источник радости, в своём поиске уходя от мейнстримного и скучного к границам приемлемого и там обустраивая свою жизнь. Например, Полумна Лавгуд (книги о “Гарри Поттере”), классический типологичный маргинал, не бунтует и не изощряется, но справляется с унынием с помощью воображения и поиска невидимых сущностей волшебного мира, за границами обыденного. А героиня статьи о Маргинальности Джейн Остин находит свой авторский стиль на краю литературного спектра, заступая за границу опостылевшей готики.
Упоротость справляется с унынием методичным продавливанием реальности. Например, Шелдону Куперу (Теория Большого Взрыва) категорически не нравится окружающий мир и если бы у Шелдона не было сил с этим бороться, он впал бы в уныние. Однако, благодаря сильной Упоротости, Шелдон методично перестраивает своё окружение под себя: дрессирует друзей и соседей и насаждает собственные правила. А, к примеру, оруэлловский Конь, узнав об очередной неприятности не унывает, а каждый раз принимает решение “я буду работать ещё больше”. Стратегия упоротости — его способ победить уныние.
* * *
Эмоция поражения — ключ к пониманию сути Разрыва Шаблона, оно показывает что именно мы делаем и зачем. В чём же суть уныния с точки зрения РШ? Давайте разберёмся.
Википедия определяет уныние как состояние апатии и подавленности, настроение, при котором человек не заинтересован своим положением и происходящим вокруг, может быть не в состоянии исполнять свои жизненные обязанности; безнадёжная печаль; гнетущая скука. Сопровождается общим упадком сил.
Описываемое состояние можно выразить простыми словами: в унынии из нас уходит ощущение жизни.
Любая из стратегий Разрыва Шаблона направлена на поддержание в нас радости жизни и борется против любой системы, которая перестала быть живой, перестала реагировать на нас как на живых людей с индивидуальными потребностями:
- Против механической работы, скучной рутины
- Против однообразного казуального стиля
- Против глупых формальных правил
- Против отживших своё социальных норм
- Против мнения людей, которые не считают нас личностью, или не видят важную часть нашей личности
- И даже против объективной реальности, бездушной в своей безличной неотвратимости
Разрыв Шаблона — торжество жизни и победа над механическим, автоматическим, однообразным, мёртвым, скучным.