Компетентциотика. Аспект Типологии Эмоциональных Реакций

Основные свойства

Отрицательная эмоция: Растерянность
Макроэмоции: Дезориентация / Отчуждённость
Положительная эмоция: Решаемость
Макроэмоции: Направленность / Сопричастность

Я: Знающий решение
Мир: Проблемный

— связь с Соционикой — мета-аспект

Общая эмоциональная проблематика

Эмоциональная проблематика максимально точно выражается требованием царя из одноимённой сказки: «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что». Попытка исполнить такое требование сопровождается состоянием растерянности. В широком смысле растерянность отсылает к следующей проблеме: мои знания не помогают в сложившейся ситуации, я не могу их к ней приложить. У меня нет точки входа, как вообще смотреть на проблему, что с одной стороны порождает дезориентацию: «непонятно куда смотреть и за что браться», а с другой стороны отчуждённость, ощущение что проблема вообще не из моего мира и не должна меня касаться. Вместе это растерянность.

Соответственно, обратной эмоцией является уверенность, что мои знания применимы к данной конкретной проблеме. В широком смысле «уверенность» мы можем почувствовать аж в четырёх разных проблематиках, поэтому мы уточняем, о какой именно уверенности идёт речь: это чувство, что всё решаемо или «решаемость». Решаемость, это уверенность, направленная против растерянности, которая включает нас в проблематику и убеждает, что мы знаем, как со всем разобраться.

Примеры

  • У меня заглохла машина и сел телефон, а я вообще никогда не заглядывал под капот и не представляю, что там. Я растерян.
  • Я замкнутый подросток и никогда толком не общался с противоположным полом, но тут у меня организовалось свидание с кем-то, кто мне действительно нравится. В растерянности, как себя вести.
  • Мне начислили какой-то налог и надо получить справку, информация о которой звучит как заклинание на бюрократическом языке. А я вообще плохо себе представляю работу гос. органов. Я растерян, куда мне идти, за что браться, к кому обращаться?
  • Коллега отлынивает от своей части работы, что сваливает всю нагрузку на меня, но я с подобными многократно сталкивался на предыдущей работе и знаю, как приструнить лодыря. Для меня эта проблема ощущается как решаемая.

Ссылки

Компетентциотика как типология
Связанный аспект Типологии Эмоциональных Реакций: Аматорика
Переход в переживание
Переход из аффекта
Вернуться к эмоциональной карте