Социовижн. Аспект Типологии Аффектов

Основные свойства

Отрицательная эмоция: Жалкость
Макроэмоции: Ступор / Стыд
Положительная эмоция: Уважаемость
Макроэмоции: Ясность / Гордость

Я: Стремящийся к комфорту
Мир: Социальные условности, правила и законы

— связь с Соционикой — мета-аспект

Общая эмоциональная проблематика

Многие люди достаточно лояльно относятся к тому что мир, как он есть, не очень-то хорошо заботится о нашем комфорте. Но совсем другие эмоции вызывает то, что и общественные правила и социальные условности, тоже заботятся о лично нашем комфорте далеко не всегда. В целом, любая социальная система (т.е. любая система, в которую включены люди) перекошена в пользу интересов одних людей и в ущерб другим. Когда система поворачивается к нам лицом, то мы ощущаем свою уважаемость, т.к. лично наше благополучие закреплено на уровне правил, на уровне мышления людей. И наоборот, когда мы становимся изгоями на уровне самих социальных правил, когда о наших нуждах вроде бы даже не положено думать, мы ощущаем себя жалкими, если у нас нет никаких рычагов, чтобы изменить ситуацию.

«Жалкость» больше констатация эмоционального состояния, нежели классическая эмоция, что, впрочем, можно сказать обо всех аффектах. Т.е. оно не переживается, а регистрируется. У жалкости есть два обязательных эмоциональных компонента. Первый — компонент стыда, ощущение собственной недостаточности, того что я недостаточно хорошо, чтобы получить какое-то более достойное место в социальной структуре. Второй — компонент ступора, блокировки мышления. Я не вижу никакой возможности даже помыслить о легальных способах сделать свою жизнь приятнее. Второе часто называют выученной беспомощностью. Оба компонента важны, без любого из них жалкость как состояние не регистрируется.

Уважаемость ощущается как открытые двери социального лифта. Здесь наличествует ощущение ясности: «я знаю, что мне делать, чтобы достичь комфорта — шагнуть вперёд» и гордости: «я достоин войти в этот лифт». По отдельности это тоже не работает.

Примеры

  • Киберспорстмен ощущает свою уважаемость в среде людей, играющих в компьютерные игры. Его слушают, его мнение учитывают. Однако его роль смещается в жалкую, когда он сидит на застолье с родителями их друзьями, если в их шаблонах мышления он безработный тунеядец.
  • Если крупная компания недружелюбна к стажёрам и они считаются расходным материалом, то будучи стажёром я жалок относительно других работников компании.
  • Человек, оказавшийся в трудной ситуации, узнаёт, что ему положена государственная помощь, решающая его проблему. Он ощущает, что его обстоятельства уважили.

Ссылки

Социовижн как типология
Связанный аспект Типологии Аффектов: Хтоника
Переход в реакцию
Переход из переживания
Вернуться к эмоциональной карте