Таксонометрика. Аспект Типологии Переживаний

Основные свойства

Отрицательная эмоция: Бесполезность
Макроэмоции: Гнев / Ступор
Положительная эмоция: Нормативность
Макроэмоции: Контроль / Ясность

Я: Классифицирующий
Мир: Неупорядоченный

— связь с Соционикой — мета-аспект

Общая эмоциональная проблематика

Эмоциональная проблематика связана с ожиданием, что наше мышление умеет классифицировать и укладывать в голове всё, что реально происходит.

Негативная эмоция таксонометрики довольно трудна для объяснения. И не потому, что её трудно испытать, а потому, что она не достаточно явно представлена в русском языке. Мы назвали эмоцию «бесполезность», хотя и не у всех людей это слово вызовет нужные ассоциации. Под эмоцией бесполезности мы имеем ввиду вполне конкретное переживание: происходящее вызывает ступор, не ясно как это правильно уложить в голове и обязательно гнев, потому что происходящее раздражает наше мышление этой своей неклассфицируемостью. То, что мы воспринимаем, раздражающе бесполезно, это некуда приткнуть в своей голове.

Аналогичные трудности возникают и с положительным переживанием: она слабо представлена в языковой практике. Мы назвали переживание «нормативностью». Оно соответствует такому восприятию, в котором нашему мышление спокойно в отношении происходящего, оно хорошо укладывается в голове, нормально классифицируется.

Примеры

  • Многие ощущают соответствующую эмоцию в отношении длинных предисловий к книге, где автор описывает, зачем он эту книгу написал, как ему было трудно, посылает лучи благодарности жене, своему редактору и агенту, а также пишет всякие напутствия читателю. Если читатель обратился к книге за знаниями или эмоциями, то в его мышлении это часто бесполезный и раздражающий кусок текста.
  • Я приехал с друзьями на шашлыки и все заняты делом, а я не умею управляться с мясом, я не могу принести вещи из машины, потому что у меня сорвана спина, не могу поучаствовать в других активностях (по разным причинам) и в целом ощущаю себя бесполезным и немного зол на себя. В моём мышлении о том, как разворачивается пикник, моё присутствие не особо вписывается.
  • Я смотрю соревнования по своему любимому вида спорта и прекрасно понимаю действия спортсменов, судей, особенности игровых моментов. Я ощущаю нормативность происходящего: все хорошо укладывается в голове и понятным образом описывается. Моему умы хорошо и спокойно.
  • Я получаю высшее образование, учась на математика. На втором курсе нам зачем-то ставят экзамен по экологии. Нагрузка и так довольно велика, я раздражён бесполезностью этого решения деканата.

Ссылки

Таксонометрика как типология
Связанный аспект Типологии Переживаний: Типология Ценностей Бизнеса
Переход в аффект
Переход из реакции
Вернуться к эмоциональной карте