Зачастую собственная идея, рождённая внутри нашей головы, кажется ясной, светлой и замечательной со всех сторон, но ровно до тех пор мы не попытаемся выразить её вслух. Как только живая идея выражается через наш совсем не идеальный язык, она теряет добрую половину своего очарования, становится более банальной, более искусственной, менее внятной, но самое главное — она становится доступной для критики.
Пока идея находится в нашей голове она идеальна. Но любая попытка её изложить вынуждена прорываться через шаблоны нашего и критичность чужого мышления, через искусственность нашего языка. Этой проблеме посвящена типология Разрыв Шаблона.
Сигнальные чувства: Уныние (поражение), Ясность (достижение), Радость (достижение)
Рациональная модель
Рациональная модель Разрыва Шаблона представлена стратегиями оценки качества изложения идеи и достижения высоких оценок. Мы используем эту систему оценок как для своих собственных, так и для чужих идей.
Стратегия, основанная на оценке, насколько стройность, целостность, увлекательность и красота идеи схватывается через её описание. К примеру, Артур Конан Дойль, подарил миру самого экранизированного персонажа — Шерлока Холмса. Идея Шерлока Холмса в том что беспристрастный натренированный ум способен раскрыть любую загадку. Можно с этой идеей спорить? Можно. Хочется ли с этой идеей спорить? Большинству людей — нет. Концепция беспристрастного ума Шерлока красиво и увлекательно подана и тем защищена от критики — критиковать её попросту занудно.
Стратегия, основанная на оценке, насколько изложенная идея сама по себе устойчива к критике. Например, идея продавать свои поделки из бисера уязвима к вопросу: “а будет ли спрос?” и через стратегию Инспекции мы заранее поймем, что этот вопрос обязательно всплывёт, его надо будет решать. Или, например, идея плоской Земли хоть и привлекательная своей интуитивностью, но стратегия Инспекции обнаруживает массу довольно простых проверок, которые эту идею расшатывают.
Стратегия, основанная на оценке, насколько само изложение идеи устойчиво к критике. Например, вы наверняка имеете опыт, в котором вы уговариваете друга, мужа, жену, маму и т.п. посмотреть ваш любимый фильм или прочесть вашу любимую книгу. Но когда идея прочесть/посмотреть оказывается наконец успешно проданной, то позже вам предъявляют: “вообще-то фильм никакой не весёлый”, “не так уж смешно, максимум забавно”, “ну, нет, сюжет вообще не логичный”. То есть идею что “фильм N неплох и стоит просмотра” близкий человек не критикует, но вашу рекламу, ваше описание этой идеи разбивает в щепки.
Стратегия Экспертизы помогает подобрать такие слова для описания любой идеи, к которым будет трудно придраться. Возможно, поэтому стереотипные эксперты всегда выражаются размыто и непонятно.
Стратегия, основанная на оценке, насколько изложение идеи доступно для восприятия. Идеи: “бьёт — значит любит”, “где родился, там и пригодился”, “понты дороже денег” и т.п. живучи не потому что верны и не потому что их сложно опровергнуть. Они живучи потому что доступно сформулированы. Простая, доступная, понятная, хорошо запоминающаяся формулировка гарантирует идее долгую жизнь и широкое распространение, её будут воспроизводить и передавать другим. Кроме того, эти идеи уже показали свою живучесть, поэтому их можно использовать для подтверждения других идей.
Иррациональная модель
Иррациональная модель Разрыва Шаблона представлена стратегиями создания идей, преодолевающих возражения. Те же самые стратегии работают и в обратную сторону, когда мы развенчиваем чужие идеи и с помощью своих.
Стратегия, основанная на видении, как оставить идею жизнеспособной и обойти выставленные ограничения. В качестве иллюстрации можно использовать один очень старый шаблон анекдота. В этот шаблон каждый раз подставляют новых фигурантов. “В соревнованиях участвовало два бегуна. Спортсмен Х выиграл, а спортсмен Y — проиграл. Пресса же написала, что Х прибежал предпоследним, а Y уверенно заработал серебряную медаль”. Этот анекдот иллюстрирует стратегию Изощрённости: есть идея — “X лучше Y”, есть ограничение — “не врать”. Пресса выбрала такую изощрённую форму подачи идеи, чтобы обойти ограничения.
Стратегия, основанная на усилении воздействия идеи на потребителя. В качестве примера можно вспомнить стиль подачи идей в японском анимэ или спецэффекты индийского кино. Если в этих жанрах требуется показать, например, человека с хорошей координацией, то координация будет не просто превосходной, она будет превосходной до абсурдности: он будет ловить бандитские пули, писать одновременно двумя ногами и одновременно рисовать картины, и бросать лёд в коктейль со ста метров. Всё это будет показано многократно и с максимальной серьезностью: мы не шутим, вот такой у нас герой. Через гиперболу и многократное повторение нам доставляется идея, которую мы уже не сможем проигнорировать: да, по сюжету у героя хорошая координация.
Стратегия, основанная на дезориентации потенциального критика идеи.
Классический пример:
— Ещё даже не пятница! Почему ты так напился?
— Потому что жизнь обгоняет мечту
Неожидаемая структура подачи идеи разрушает хоть сколько-нибудь подготовленные возражения.
Стратегия, основанная на поиске формы, в которой потенциальный критик сможет принять идею. К примеру, идеи передовых дизайнеров одежды слишком смелы, люди такую одежду носить не готовы. Однако, как часть высокой моды, мы готовы принять почти любую идею: “это же там, у них, пусть будет”. Когда идея принята как часть высокой моды, то уже более нормально, что те же безумные фасоны начинают носить звёзды. И вот уже рядовой потребитель принимает идею “в этом что-то есть, даже красиво”. Может даже начнут носить. А всё потому что изначально была выбрана форма внедрения идеи, для которой в человеческих головах уже была ниша. В данном случае — ниша высокой моды.