Зловещая Долина — самая базовая дооценочная типология. Это значит, что она проявляется на самом инстинктивном уровне, когда ещё толком не работают ни разум, ни чувства. Рассуждать о дооценочном опыте очень трудно, он улетучивается из сознания так же быстро, как вымывается из памяти утренний сон, так как язык сна не пересказывается на языке обычного дневного оценочного восприятия. Поэтому, именно опыт краткого момента перехода ото сна к бодрствованию хорошо показывает, что такое дооценочное восприятие действительности и с чем именно работает типология Зловещей Долины.
В какие моменты жизни актуальна типология? Именно в те, где ваше состояние максимально напоминает состояние не до конца проснувшегося человека. Подобное часто происходит при ошибках восприятия. Например, вы идёте по улице, будучи уверенным, что рядом идёт ваша мама или супруг, а потом оказывается, что вы давно разминулись и идёте рядом с совсем с другим человеком. На какой-то время вы ощущаете себя выпавшим из реальности вам требуются усилия, чтобы вернуться в нормальное восприятие. Или, к примеру, путешествуя по относительно знакомым местам, вы ошибаетесь поворотом и там где должны точно оказаться знакомые дома и улицы, неожиданно оказываются незнакомые. Реальность в такие моменты разваливается и на какое-то время кажется сюрреалистичной.
Другой класс примеров, дающий около-сновидческий опыт это ситуации, выбивающие сознание, в том же смысле как повышенная нагрузка на электросеть выбивает пробки. Например, если вы жалуетесь другу или подруге на начальника и отправляете голосовое сообщение с претензиями не подруге, а самому начальнику. Сознание может на какое-то время отказаться обработать эту ситуацию: “этого не должно было случиться”. Или вы видите особенно впечатляющий фокус или настолько эффектную оптическую иллюзию, что она заставляет сомневаться в реальности своего восприятия. Или важный предмет, который обязательно должен быть при вас, например, телефон или сумочка оказывается неизвестно где и вы на мгновение выпадаете в какую-то сюрреалистическую реальность, которой не должно быть.
Все эти ситуации требуют возвращения в реальность. Именно это и является целью адаптации, на которую направлены стратегии типологии.
Перейти к подробному описанию типологии
Сигнальные чувства: Ужас (поражение), Радость (достижение), Контроль (достижение)
Рациональная модель
Рациональная модель представлена стратегиями оценки достаточности данных получаемых по каналам восприятия.
Через стратегию Постижимости, мы оцениваем, насколько явление вообще укладывается в голове. Понимать явление не требуется, достаточно воспринимать его без сопротивления, принимать его своим сознанием и самое явление и его содержимое. Для понимания разницы высокой и низкой оценки Постижимости можно поискать примеры из детства, поскольку позже непостижимое стало постижимым. Например, в раннем детстве многим казалось невозможным уложить в голове, что у мамы тоже есть свои мама и папа. Или мог вызвать отчаянное внутреннее сопротивление внезапный опыт встречи на улице или в магазине человека, существующего для вас только в виде социальной роли, например, вашего детского врача. Он не должен существовать вне поликлиники! Однако, сейчас эти явления воспринимаются безо всякого сопротивления и не потому что у нас есть их “объяснение”, а потому что наш опыт и наше образное восприятие больше не противоречат друг другу.
Через стратегию Предметности мы оцениваем, можем ли мы взаимодействовать с явлением, воспринимать его внешние эффекты и свойства. По сути, это означает, что у вас есть предмет изучения. Например, у вас бывают необъяснимые приступы меланхолии. Если нет понимания сути этого явления, то с точки зрения Предметности, важно, что хотя бы внешняя сторона явления поддаётся изучению: можно узнать, сколько она длится, какими периодами, мысли какого характера вызывает, в какие моменты обостряется и т.п.. В медицине это называется сбором анамнеза. Если сбор анамнеза возможен, то кажется, что у явления может быть снят мистический статус — его можно изучить и подчинить.
Примерно с той же целью люди, например, читают и смотрят передачи про маньяков или документалки про известные катастрофы. Довольно редко такие вещи смотрятся с целью подготовиться, не стать жертвой и т.п. Чаще мы смотрим такие материалы для того, чтобы овеществить инфернальное зло, сделать его менее мистическим, более пригодным для вмещения в сознание. Этому помогают конкретные подробности происшествий, сухие факты, описания действий и последствий, оставляя саму инфернальность как бы за кадром. Эта практика подобна тому, как знаменитый художник Дали рисовал собственные кошмары. Он делал это, чтобы опредметить их, сделать мистическое более вещественным.
Через стратегию Локализуемости мы оцениваем свою способность определить границы плохо осознаваемого явления. Например, вас пугает какой-то человек. Его взгляд, фразы, поведение вызывают подсознательную реакцию. С точки зрения Локализуемости уже не неплохо, что пугающее явление ограничено конкретным человеком. Вы знаете, что изолировавшись от него вы будете чувствовать себя в безопасности.
С точки зрения Локализуемости, услышав крик или громкий звук неизвестного происхождения, важно понять, где источник: в квартире, на улице или на лестничной клетке. Пусть даже неизвестно, чем именно звук или крик спровоцирован, локализация позволяет определить границы безопасной зоны и где вообще эта безопасная зона находится.
Или, например, если вас предал близкий человек и это совершенно не укладывается в ваше восприятие, то стратегия Локализуемости подталкивает вас узнать, где границы вреда, который он причинил, что ещё он мог сделать, а также, заблуждались ли вы только насчёт него, или все ваши близкие не те, кем воспринимаются.
Через Локализуемость мы отделяем сюрреалистичное, плохо осознаваемое от всего остального, обретая способность отстраниться и обрести способность рационально осмыслить свой опыт.
Через стратегию Обнаружимости мы оцениваем свою способность узнавать и предугадывать порывы странных явлений в нашу повседневность, понимать “механику” прорыва. Например, если вы впали в какое-то неуправляемое состояние, к примеру в истерику или буйство, важно понять, почему это случилось, как именно такие вещи с вами происходят. В отличие от стратегии Локализации контроль достигается не через изоляцию явления (я буду держаться подальше от всего, что меня триггерит), а через понимание, как именно явление наступает (я вовремя замечу признаки того, что меня сейчас “снесёт”). То же касается и обратного, стратегия Обнаружимости склоняет к фиксированию признаков того, что “снесёт” кого-то рядом с вами.
Если какое-то явление вызывает у вас подсознательный ужас и плохо рационализируется, например есть страх сгореть в пожаре, то с точки зрения стратегии Обнаружимости важно знать, как именно происходят пожары, каковы их причины, как их предотвратить пожар на ранней стадии, как действовать во время пожара и т.п.
Иррациональная модель
Иррациональная модель представлена стратегиями распознавания и принятия окружающего мира.
Через стратегию Наполнения мы воспринимаем идею явления, его скрытые внутренние свойства, благодаря которым явление существует. Если явление воспринимать как некий трюк фокусника, то Наполнение это секрет фокуса. Например, при наблюдении роботов, демонстрирующих человеческую мимику, многие испытывают гадкое, неприятное чувство, его называют эффектом зловещей долины. “Секрет” зловещей долины в том что вы наблюдаете ту грань, за которой перестанете отличать живое от неживого и вашим инстинктам это не нравится. Таково внутреннее наполнение явления, его идея.
Или, например, есть такое явление, что мелкий изъян внешности или мелкий недостаток в целом привлекательного человека парадоксально делает его ещё привлекательнее. “Секрет” явления в том, что небольшой отход от идеальности не сильно снижает общую оценку человека, но значительно повышает оценку его доступности: шанс того что можно с ним можно сблизиться. Это вызывает дополнительную тягу. И таково внутреннее наполнение явления, неочевидное при поверхностном восприятии.
Стратегия Феномена направлена на выделение чего-либо, что мы воспринимаем как непонятное, не до конца распознанное и готовы на неопределённое время оставить это в статусе артефакта, феномена, непонятной штуки и принять “как есть”.
Например, в вашей жизни произошло невероятное совпадение. Вы вспомнили старого знакомого, о котором не думали уже много лет, и через минуту он вам звонит. Это странное непостижимое явление, которое с трудом поддаётся анализу. Возможно, проще воспринимать его как феномен, как что-то, к постижению чего вы не видите подходов.
Или, к примеру, у вас есть какая-нибудь странная психо-физиологическая особенность. Например, вы всегда плачете в радостные моменты. Можно не разбираться с этим а принять как личный феномен, особенность, которую вы не понимаете, но принимаете.
Феномен — это временная или постоянная “затычка” для сознания, сберегающая силы. У Феномена нет свойств принципиальной непостижимости, это наше решение считать его таковым на текущий момент времени и, главное, принятие такого положения вещей.
Через стратегию Сущности мы пытаемся покрыть явление интуитивно понятными для себя образами, как бы заполнить его сущность. Например, орущего на улице человека — можно наделить сущностью психически больного. Мы не знаем настоящих причин, но психически больной — понятный образ, который полностью покрывает явление, снимая с него излишнюю “зловещность”.
В качестве совсем другого среза можно рассмотреть отношения с противоположным полом. Воздействие отдельных представителей противоположного пола, особенно в первой половине жизни, кажется полу-мистическим, подчас парализующим, а их странная власть над нами даже пугать. Однако, можно сформировать набор сущностей, которыми можно полностью покрыть страннодействие: “так работают гормоны”, ”так работают биологический инстинкты”, “так работают искусные манипуляции”. Гормоны, инстинкты, манипуляции — те самые сущности, которыми мы можем покрыть явление аффекта от взаимодействия с девушкой/парнем, чтобы попробовать снять аффект.
Через стратегию Контекста мы пытаемся направить внимание на то окружение явления, которое делает явление не таким пугающим. Мы ищем более безопасный контекст восприятия. К примеру, вы просыпаетесь утром, а всё ваше тело покрыто густой красной сыпью. Это пугающе. Но вы можете обратить внимание на то, что у вас ничего не болит, не чешется кожа, не тошнит и вообще состояние неплохое. То есть контекст у явления успокаивающий.
Или, например, вы в отпуске, в стране с малознакомой вам культурой. Вы идёте по улице и вдруг видите, как навстречу идут люди с оружием. Это пугающе. Но вы можете обратить внимание на то, что другие люди не убегают, не прячутся и вообще не реагируют. Это успокаивающий контекст.
Дополнительные материалы