Сейчас становятся особенно популярными элементы Магической культуры. С одной стороны это связано с очень быстрым течением времени и неопределенностью будущего. Именно Маг быстрее всех может перестроить себя чтобы продолжать радоваться жизни в новых условиях. С другой стороны — общее повышение качества жизни, в связи с чем стратегии Воина и Жреца становятся не такими актуальными. Не зря основным потребителем новой культуры стал именно средний класс.
Основной поставщик Магической культуры — восточные страны: Китай, Япония, Тайланд, Индия, где путь Мага был частью культуры уже многие века. Расскажу об одном аспекте восточной культуры: Ваби-саби. Даже если вы не слышали название, то без труда увидите влияние концепции на современный мир.
Культура ваби-саби выросла из романтизации простой крестьянской жизни. Она возникла как результат эксперимента с эстетикой чайной церемонии, когда некоторые мастера стали использовать вместо изящного фарфора чашки местных ремесленников. С точки зрения ваби-саби у несовершенных, сделанных вручную обычными людьми вещей есть поэтика настоящей жизни, они ценнее безупречных изделий мастеров и уж тем более вещей фабричных. Те же принципы принятия несовершенства философия предлагает применить и по отношению к себе и по отношению к другим людям. В конце концов именно несовершенства, отклонения от стандартов делает человека индивидуальностью, в то время как безупречные люди похожи друг на друга. Ваби-саби учит обращать внимание на мельчайшие нюансы жизни и находить в них радость.
Отдельным элементам ваби-саби родственно японское искусство кинцуги. Кинцуги предлагает определённый подход к реставрации изделий. В нём сколы и трещины, т.е. ущерб от времени, становится основой эстетической ценности. Трещины заделываются золотой эмалью или смолой с золотой пылью. Отсутствующие части изделия могут быть замещены на новые, но другого цвета или фактуры, чтобы подчеркнуть историю и перемены.
Ваби-саби и кинцуги популяризируют Магический подход. Здесь путь Мага состоит в перестройке мышления, когда мы начинаем ценить именно то что имеем, даже если реалии нашей жизни далеки от идеала. Этот путь поддерживается стратегией Жреца, побуждающего признавать и принимать свои ограничения.
Приведу пример. Как можно воспринять некрасивый шрам на лице? С традиционной точки зрения шрам есть ущерб, нарушение целостности. С точки зрения Воина от шрама следует избавиться, вылечить, удалить, а с точки зрения Плута — замаскировать. Жрец же примет существование шрама и откажется от восприятия себя как человека с красивым лицом, что Плут и Воин точно бы не сделали. С Магической точки зрения можно опереться на принятие Жреца и трансформировать мышление: не отказываться от части целостности, а перестроить её. Теперь я не “человек с красивым лицом”. Теперь я “человек с интересным лицом”, “человек с необычным лицом”, ”человек с историей”. Шрам можно стилистически обыграть, сделать частью образа. Так же так в философии кинцуги трещина — есть повод заполнить её золотом и сделать вещь более интересной, так и с точки зрения Мага любые жизненные неурядицы не следует воспринимать как ущерб. Нужно подумать, как их правильно воспринять чтобы ущерб стал преимуществом.